В годы Второй мировой войны американские лёгкие и средние танки отличались сбалансированными характеристиками. Американцы редко увлекались чрезмерным усилением броневой защиты, справедливо считая, что одной из важных составляющих ТТХ танка является высокая подвижность. Вместе с тем идеи создания танка с повышенной броневой защитой иногда посещали и их. Одним из результатов стал специализированный средний танк M4A3E2 — самый защищённый из серийных средних танков Второй мировой. Несмотря на малочисленность, Medium Tank M4A3E2 активно применялся в боевых действиях и показал себя вполне удачной машиной.
«Усилить лоб!»
В момент своего появления Medium Tank M4 стал одним из лучших в мире средних танков. По удельной мощности он превосходил Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV 1942 года выпуска, имел рациональный угол наклона верхнего лобового листа корпуса, благодаря чему был защищён от поражения на средних дистанциях даже от пушек калибра 50 мм. Машина имела хорошую обзорность и мощное 75-мм орудие M3, которое, как выяснилось, оказалось способным поражать в борт на дистанции в несколько сот метров немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Машина имела и недостатки — не самую лучшую броню (согласно исследованиям, проведённым в СССР, она была хуже, чем советская броня), имелись претензии к излишним габаритам и прицельным приспособлениям.
В ходе серийного производства Medium Tank M4 часть его недостатков удалось устранить. Вместе с тем из-за роста калибра немецкой танковой и противотанковой артиллерии лобовая броня Medium Tank M4 не соответствовала современным реалиям уже к началу 1943 года. В ходе модернизации корпуса, проведённой во второй половине 1943 года, толщину верхнего лобового листа увеличили до 64 мм, но при этом снизился и угол наклона. Толщина бортов выросла до 38 мм. Дальнейший рост защиты был лишён смысла, поскольку возрастала нагрузка на шасси, причём неравномерно — это грозило увеличением нагрузки на передние опорные катки и резким снижением их ресурса.
Вместе с тем определённые работы по усилению броневой защиты Medium Tank M4 всё же велись. Одним из наиболее уязвимых элементов танка являлся кожух трансмиссионного блока. Поражение блока было очень частым явлением, и именно этому элементу корпуса уделялось наиболее пристальное внимание. Отрабатывались самые разные типы увеличения стойкости кожуха, вплоть до создания сварной конструкции. Правда, в каждом случае появлялась проблема под названием «низкая технологичность». Помимо улучшения защиты, требовалось ещё и сохранить простоту производства на необходимом уровне.
Первым шагом к улучшению конструкции стало изготовление единой детали кожуха (изначально она состояла из трёх деталей). В мае 1943 года Абердинский полигон разработал несколько типов экранов для трансмиссионных кожухов — эти конструкции также не пошли в работу. Решение вопроса нашлось в ходе уже упомянутой модернизации корпуса. Была создана новая конструкция кожуха, у которой максимально сохранялся угол наклона, как у верхней лобовой детали. Одновременно кожух сделали переменной толщины — от 51 до 108 мм. В результате стойкость заметно выросла, хотя и не могла полностью защитить от бронебойных снарядов калибра 75 мм. В любом случае проблема решилась хотя бы отчасти.
Ещё одним интересным решением стала разработка комплекта навесной брони, датированная февралём 1944 года. Предполагалось, что в заводских условиях изготовлялись специальные «насадки» на лоб корпуса и башни, существенно повышавшие защиту. 24 февраля компания Chrysler подготовила деревянный макет защиты, которая прикрывала лоб корпуса, лоб и отчасти борта башни, а также орудийную установку. Программу создания дополнительной брони отменили столь же стремительно, как и запустили в работу. Причины отмены стоит искать в том, что наверху начали подозревать о цене такой экранировки. Лишняя масса в носовой части отнюдь не увеличивала ресурс ходовой части. Впрочем, менее чем через год очень похожие комплекты, но уже кустарного производства, повсеместно появились на фронте. Жить хотелось всем, и командиры часто закрывали глаза на импровизированную броню (а чаще даже являлись инициаторами её установки). Нередко она весила едва ли не больше, чем разработка Chrysler. Самое интересное, что катализатором подобных переделок стала вполне серийная машина с усилением брони.
Танк-штурмовик по-американски
Опытам по усилению защиты собственных танков предшествовала разработка штурмового танка T14. Данная машина, заказ на которую поступил от англичан, представляла собой сильно переделанный Medium Tank M4. Несмотря на то что конструкция корпуса и башни получилась вполне удачной и устроила заказчика, проект Assault Tank T14 потерпел неудачу. Машина оказалась гораздо менее надёжной, чем прародитель, особенно это касалось ходовой части. Кроме того, боевая масса составила 42,6 т, что было существенно больше массы Medium Tank M4. Не помогла даже переделка ходовой части.
По итогам полигонных испытаний, которые продолжались до ноября 1943 года, Assault Tank T14 признали неудачной конструкцией. Вместе с тем сама по себе идея создания более подвижного аналога пехотного танка пришлась американским военным по душе. Другой вопрос, что идею создания во многом нового танка, которым был Assault Tank T14, забраковали, как и повышение массы до столь больших величин. Концепция штурмового танка по-американски была более приземлённой, зато более простой в плане реализации. За основу брался Medium Tank M4A3, как обладатель наиболее мощного двигателя. Далее машине усиливалась башня, а также лобовые и бортовые листы корпуса. Согласно подсчётам, шасси можно было нагрузить до 37,5 т, естественно, усилив ходовую часть. Таким образом, в запасе получалось примерно 7,2 т брони.
Для проверки теории 17 декабря 1943 года полигон General Motors получил задание на переоборудование одного из Medium Tank M4A3. Танк дополнительно нагрузили балластом в виде наваренных на лоб и борта корпуса стальных листов, кроме того, дополнительную нагрузку добавили на подвижную бронировку орудийной маски. В связи с ростом массы до 37,5 т траки T48 получили уширители. Переоборудованный танк преодолел 800 км, при этом серьёзных поломок не обнаружилось. Таким образом, открывалась возможность создания штурмового танка на базе серийной машины.
По итогам испытаний стартовала программа создания штурмового танка, а также описанная выше разработка навесной брони для Medium Tank M4. Второе направление довольно быстро закрыли ввиду уже описанных проблем перегруза носовой части. Что же касается специального штурмового танка, то к 2 марта 1944 года была подготовлена предварительная чертёжная документация. По итогам её изучения Комитет по вооружениям рекомендовал принять танк на вооружение как Tank, Medium, M4A3E2. Также оговаривался выпуск партии из 254 машин. Забавный момент: буква E обозначала Experimental, то есть экспериментальный, однако уже менее чем через год в серию пошли M4A1E8, M4A2E8 и M4A3E8, которые производились тысячами.
К моменту, когда M4A3E2 был утверждён, на заводе Fisher Tank Arsenal в Детройте начался выпуск новой версии M4A3. Она получила индекс M4A3(75)W — буква W означала «мокрую» укладку. Данные танки получили модернизированные корпуса с изменённой лобовой частью корпуса и усиленным кожухом трансмиссионного блока. Боевая масса при этом выросла до 31,6 т. Повышение массы, разумеется, сказалось и на штурмовой версии танка. Лимит массы для дополнительного усиления брони стал ниже, впрочем, верхнюю планку подняли до 38 т. Кроме того, с марта 1944 года на Fisher начался выпуск ещё одной версии танка — M4A3(76)W с новой башней, которую позаимствовали у среднего танка T23. Танк получился неудачным, зато пригодилась башня, имевшая тот же диаметр погона, что и Medium Tank M4. С минимальными изменениями её поставили на шасси M4A3(76)W, получив при этом более просторное боевое отделение и новое, более мощное орудие. Именно эту башню решили использовать для штурмового танка.
Контракт под номером T-9724 на выпуск Medium Tank M4A3E2 также достался Fisher Tank Arsenal, что вполне логично. В серию машина запускалась без опытного образца. За основу конструкции брался Medium Tank M4A3(75)W, на который ставилась башня M4A3(76)W с 75-мм орудием M3. Менее мощное орудие появилось по той причине, что основной задачей штурмового танка считалась непосредственная поддержка пехоты. Корпуса для M4A3E2 брались те же самые, что шли на выпуск M4A3(75)W. Разница заключалась в броневой защите. Толщина верхней лобовой плиты выросла до 102 мм, причём речь шла не о монолитном листе, а о дополнительной защите. Поверх штатного листа толщиной 64 мм накладывался ещё один, толщиной 38 мм. То же самое происходило с бортами корпуса. Дополнительно они защищались бронёй толщиной 38 мм, в результате общая толщина выросла до 76 мм. Дополнительная броня была поставлена только на верхние бортовые листы, не было и никакой защиты ходовой части, как на Assault Tank T14. Наиболее крепкую защиту получил кожух трансмиссионного блока. Литая деталь имела толщину брони от 114 до 140 мм — такой защиты не имел ни один другой серийный средний танк Второй мировой войны.
Сложнее обстояло дело с башнями. В отличие от корпуса, просто наварить дополнительные листы не получилось бы, поэтому башню пришлось выпускать с нуля. Внешне она осталась похожей на башню Medium Tank T23, по номеру детали известной также как 7054366. В отличие от самых первых вариантов башни, люк заряжающего, роль которого выполняла командирская башенка Medium Tank M4, у неё заменили на обычный люк овальной формы. Взамен заряжающему вернули перископический прибор, который до того убрали. Башня Medium Tank M4A3E2, также известная по номеру детали как 7067400, получилась более «щекастой» за счёт усиления защиты. Толщина бортов выросла до 152 мм, столько же было и в лобовой части, и в корме. Самой толстой деталью стала подвижная бронировка орудийной маски — 178 мм. 75-мм орудие поставили в чуть изменённую установку M62, первоначально предназначавшуюся для 76-мм орудия M1.
Переделанную установку обозначили как T110, но на самом деле отличий о M62 оказалось немного, что позже здорово пригодилось. Контракт на выпуск башен получили два завода: Union Steel и Ordnance Steel Foundry. Между собой башни различались формой детали 7067400 (корпус башни). У Ordnance Steel Foundry нижние края башни были резкими, с ярко выраженными гранями, в то время как у Union Steel эти же места выглядели «зализанными». Также часть машин получила вместо «шевронных» траков T48 плоские траки T51 (речь идёт в основном о танках позднего выпуска).
Вместо первоначальных 37,5 т боевая масса серийного M4A3E2 выросла до 38,1 т. Столь существенный рост массы, конечно же, сказался на динамических характеристиках. В передаточные числа коробки передач внесли изменения, снизив максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч. Это было чуть меньше, чем у Assault Tank T14, но все прекрасно понимали, что данная машина предназначена совсем не для кавалерийских наскоков. Надёжность стояла в основном приоритете, так что ради неё стоило слегка снизить скорость. Зато получилась машина, которая по уровню защиты стояла примерно на уровне Churchill VII, а по защите лба башни и вовсе превосходила английский пехотный танк. Впрочем, у Департамента вооружений не было однозначного мнения насчёт перспектив танка, поэтому собирались сначала обкатать первую пробную партию, а уже затем делать выводы о целесообразности дальнейшего выпуска.
Контракт T-9724 начал выполняться в мае 1944 года. Всего за первый месяц Fisher Tank Arsenal сдал 40 танков, 110 — в июне, и оставшиеся 104 — в июле. Машины имели серийные номера 50326-50579 и регистрационные номера U.S.A. 3082923-3083176. Первый серийный танк отправился 19 мая в танковую лабораторию Chrysler, где прошёл первые испытания. Они показали, что предварительные тесты танка с балластом, которые проводились в конце 1943 — начале 1944 года, были вполне объективными. За 640 км пробега сломалась одна пружина подвески в одной из передних тележек. В целом надёжность танка признали вполне сравнимой с серийными, более лёгкими M4A3(75)W. Вместе с тем в связи с увеличившейся нагрузкой на переднюю часть следовало более аккуратно относиться к вождению по бездорожью, чтобы не ломать подвеску передних опорных катков. Позже танк отправился на испытания в Форт-Нокс, которые также прошли успешно.
Первые испытания M4A3E2 обстрелом провели в мае 1944 года, а затем в августе-сентябре, когда выпуск танка уже прекратился. Самое интересное, что обстреливали его из 90-мм орудия, более мощного, чем 88-мм немецкие пушки, против которых изначально была рассчитана броня данного танка. Вероятнее всего, тем самым имитировалась стрельба 8.8cm Pak 43 L/71 — самого мощного орудия, которым располагали немцы на тот период. Естественно, на подобное танк не был рассчитан, тем не менее в ряде случае отмечались непробития на дистанции 900 м. Наиболее стойкой оказалась подвижная бронировка орудийной маски — её снаряд M82 не пробил даже на дистанции 550 м. Испытания ещё раз показали, что броневая защита получилась на вполне достойном уровне, особенно на фоне других американских танков.
«Присылайте ещё, и побольше!»
Из 254 выпущенных Medium Tank M4A3E2 повоевать не довелось всего 4 танкам, включая первый серийный образец. Первоначально планировалось, что в войска уйдут 252 танка, но 10 сентября 1944 года это число уменьшилось на 2 машины. Стоит отметить, что на фронте танк появился довольно быстро: в подобных машинах остро нуждались войска. Первыми, кто стал получать данные машины, стали части 1-й армии. 14 октября 1944 года их получили 743-й, 745-й и 746-й танковые батальоны. Всего в состав 1-й армии попало 100 таких танков. С 22 ноября M4A3E2 начали поступать в части 3-й армии: 702-й, 712-й, 735-й, 737-й и 761-й танковые батальоны, а также 10-ю бронетанковую дивизию. Всего в части 3-й армии попало 60 танков. Наконец, с 27 ноября начались поставки в части 9-й армии, первыми M4A3E2 поступили в 747-й танковый батальон. Всего в 9-ю армию попало 90 толстобронных машин.
Среди частей 3-й армии, которые получили новые танки, оказалась и 6-я бронетанковая дивизия. Именно с ней связано прозвище, которое после войны намертво приклеилось к Medium Tank M4A3E2. В ходе боевых действий 22 ноября 1944 года в районе Сен-Жан-Рорбах (Франция) танк роты B угодил в широкую канаву, упав набок. Этот эпизод попал в кадр фотохроники, автор снимка указал машину как Jumbo M-4 Tank. Имя Джамбо носил первый широко известный цирковой слон. Почему так назвал машину фотограф, сказать сложно: возможно, лежащий на боку танк напомнил ему снимок погибшего слона, который был сбит поездом. В любом случае именно с этого снимка и пошло прозвище Jumbo. Оно никогда не использовалось в официальных документах, более того, с очень большой долей вероятности, применять это прозвище стали уже после войны.
Как часто бывает с совершенно новой техникой, боевой дебют Medium Tank M4A3E2 оказался не совсем удачным. Одним из первых в бой пошёл 743-й танковый батальон, который действовал совместно с 30-й пехотной дивизией. В ноябре 1944 года батальон пересёк границу Нидерландов и Германии. Именно здесь отмечена первая безвозвратная потеря. 16 ноября в ходе боя за Вюрзелен один танк был уничтожен огнём немецкого противотанкового гранатомёта «Панцерфауст». 22 числа батальон сражался в районе Ной-Лон, где было потеряно ещё два танка. Один из танков получил не менее десяти попаданий, одно из которых стало роковым. Снаряд угодил точно в отверстие телескопического прицела, пробив орудийную маску и убив наводчика. Ещё двое членов экипажа были ранены, в результате пожара танку сбило башню. Вторая машина также получила несколько попаданий, роковым стало пробитие в борт.
По состоянию на 3 декабря 1944 года безвозвратные потери Medium Tank M4A3E2 по всем частям, ими оснащённым, составили 10 машин. В общей сложности части имели 154 танка (из них непосредственно в частях находилось 129 штук), ещё 74 было в пути, а 12 дожидались отправки в США. Несмотря на потери, штурмовые танки высоко оценили в частях. Крепкий лоб оказался очень кстати, машины выдерживали попадания в тех случаях, когда у обычных Medium Tank M4 не было бы никаких шансов. По этой причине почти из всех частей, где применялись M4A3E2, стали звучать требования в духе «пришлите ещё таких танков». Естественно, за усиление защиты всё же пришлось заплатить надёжностью. Количество жалоб на поломки элементов ходовой части и трансмиссии было выше, чем в случае с обычными танками. Тем не менее более важным стало усиление брони. Выяснилось, что танк поддержки пехоты нужен и в обычных танковых частях. Эти машины часто использовали головными в колоннах, поскольку они выдерживали попадания большинства вражеских снарядов. В лице Medium Tank M4A3E2 американские танкисты получили машину, которая в большинстве случаев не пробивалась 88-мм снарядами.
Ввиду небольшого объёма выпуска танки M4A3E2 нередко попадали в части поштучно — иногда всего по 3-4 машины. Тем не менее к началу 1945 года стало окончательно ясно: штурмовой танк получился. Вместе с тем имелись и претензии. Идея о том, что данный танк будет применяться как машина поддержки пехотных частей, оказалась не совсем верной. Эту машину требовали и получали танковые дивизии — например, наибольшее число M4A3E2 попало в 4-ю бронетанковую дивизию (20 штук в конце декабря 1944 года). Там скептически отнеслись к идее, что такой машине вполне хватит 75-мм пушки, поэтому появилось требование поставить на неё 76-мм орудие M1. Требования американских танкистов сформулировал в своём письме от 31 января 1945 года генерал армии Дуайт Эйзенхауэр. В письме, адресованном Военному министерству, говорилось о необходимости срочной поставки максимального количества новых M4A3E2, оправдавших возложенные на них ожидания. Единственным изменением была установка 76-мм орудий. Позже появилось пожелание поставить подвеску HVSS, которая выдерживала большую нагрузку.
На деле же американская военная машина сработала совсем не так, как от неё требовалось. Возникла идея ещё большего усиления вооружения, которая привела к появлению проекта установки башни Heavy Tank T26E3 на шасси Medium Tank M4A3E2. Позже эту идею даже реализовали в виде опытного образца (правда, на шасси Medium Tank M4A3 (75)W), но к тому моменту ситуация уже поменялась. Была запущена программа Heavy Tank T26E5, то есть T26E3 с усилением броневой защиты. Итог можно охарактеризовать словами «хотели как лучше, а получилось как всегда». Вместо срочной «допечатки» улучшенных M4A3E2 была запущена программа разработки нового танка. Разумеется, на фронт T26E5 не успел, да ещё и имел проблемы с ходовой частью.
Неповоротливость американской военной машины можно заметить и по комплектации Medium Tank M4A3E2. Несмотря на то что из частей шли требования не ставить противопылевые экраны, их продолжали ставить до самого конца. В частях их быстро снимали, поэтому фотографии этих машин с экранами крайне редки. Отчасти нерасторопность американской промышленности компенсировалась работой полевых мастерских. Поскольку стало ясно, что дополнительная броня работает, а новых M4A3E2 ждать не приходится, в частях начали усиливать дополнительными броневыми листами обычные танки. Как при этом работала ходовая часть и трансмиссия, не задумывались — усиление защиты вышло на первый план. Кстати, и сам Medium Tank M4A3E2 в некоторых частях усиливали. На лбу корпуса появились мешки с песком, неплохо себя зарекомендовавшие как средства защиты от немецких противотанковых гранатомётов. Естественно, мешки не улучшали работу ходовой части, но жить хотелось всем, да и командование частей не запрещало подобные переделки.
Благодаря полевым мастерским отчасти удалось решить и проблему с вооружением. В феврале 1945 года была разработана система перевооружения танков, имевших 75-мм орудие M3, на 76-мм орудие M1. По итогам обсуждения от перевооружения танков с обычными башнями отказались по той же причине, что и в начале 1943 года: слишком малый объём боевого отделения. Зато было дано добро на перевооружение Medium Tank M4A3E2. Поскольку установка T110, как уже говорилось выше, являлась небольшой переделкой M62, изначально созданной для 76-мм пушки, особых проблем с перевооружением не возникло. Всего на 76-мм орудия M1 перевооружили около сотни танков. В зависимости от мастерской, где проходила переделка, отличалась бронировка орудийной маски. Где-то она осталась неизменной, где-то оказался срезан выступ. Самое интересное, что в конце 40-х годов часть M4A1(75)W и M4A3(75)W всё же перевооружили на 76-мм орудия, данные машины получили индексы M4A1E4 и M4A3E4.
О том, насколько удачной оказалась идея штурмового танка, говорит одна цифра. За период с ноября по май 1945 года безвозвратно потеряли всего 61 Medium Tank M4A3E2, то есть немногим больше пятой части. И это при том, что данные машины постоянно находились в авангарде наступающих частей. Остаётся лишь удивляться тому, насколько недальновидными оказалось американское военное командование, которое вместо дальнейшего выпуска удачной машины развило непонятную деятельность по созданию образцов, которые в итоге опоздали на фронт. Что же касается дальнейшей судьбы M4A3E2, то воевать им уже не пришлось. В начале 50-х годов около сотни машин прошло модернизацию, а с 1957 года их быстро списывали. До наших дней сохранилось менее десятка танков данного типа, включая знаменитый M4A3E2 с именем собственным Cobra King, первым ворвавшийся в Бастонь во время немецкого контрнаступления в Арденнах.
Историю «Шермана Джамбо» также можно прочитать в изложении Петра Самсонова
Источники и литература:
- NARA
- http://the.shadock.free.fr/sherman_minutia
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.