Пытаясь спасти соотечественников от нацистского преследования, румынские сионистские организации в 1941 году зафрахтовали болгарскую шхуну «Струма» и попытались вывезти на ней в Палестину почти 800 евреев. Солидный возраст судна, которому исполнилось 74 года, изношенность его механизмов и слишком большое число пассажиров никак не делали путешествие комфортным. 12 декабря 1941 года буксир вывел шхуну с заглохшим двигателем из румынского порта Констанца. Двигатель выходил из строя ещё несколько раз, прежде чем «Струма», опять-таки на буксире, вошла в гавань Стамбула.
Здесь беженцев ждал неприятный сюрприз: британские власти, управлявшие Палестиной по мандату Лиги наций, не горели желанием принимать евреев в Земле обетованной. Они ссылались на арабо-еврейские конфликты, то и дело возникавшие на подконтрольной им территории, и потому стремились свести к минимуму еврейскую эмиграцию в Палестину. Британские дипломаты призвали Турцию принять беженцев у себя, однако Стамбул не то что не согласился на это предложение — турки вовсе запретили пассажирам шхуны сходить на берег. Переговоры затянулись на несколько недель, и всё это время евреи безвылазно находились на борту «Струмы». В конце концов турецкие власти приняли на берег десять пассажиров.
23 февраля 1942 года буксир вывел в Чёрное море шхуну с 782 беженцами и десятью членами экипажа на борту. Двигатель снова вышел из строя, и судно беспомощно дрейфовало в 10 милях к северу от Босфора. Утром следующего дня «Струму» сотряс взрыв. Шхуна затонула, а вместе с ней и все находившиеся на борту люди. Уцелеть удалось единственному пассажиру — 19-летнему Давиду Столяру, который ухватился за оторвавшуюся дверь каюты и продержался до подхода местных рыбаков. Около двух месяцев он провёл в турецкой тюрьме, а после освобождения добрался-таки до Палестины. Известно, что в рядах 8-й армии он сражался с немцами на Североафриканском театре военных действий, а в конце 1940-х годов участвовал в войне Израиля за независимость.
Невозможно точно установить, что произошло 24 февраля 1942 года. По одной версии, «Струма» наткнулась на мину. По другой, получившей большее признание, шхуна стала жертвой советской подводной лодки Щ-213, действовавшей в районе пролива Босфор и накануне трагедии потопившей другое судно — турецкий парусник «Чанкая». О торпедной атаке свидетельствовал и выживший Давид Столяр.
Комментарии к данной статье отключены.