В июле 1940 года командование кригсмарине выпустило меморандум, касающийся действий, которые флот должен предпринять, так как война близится к завершению. В документе под названием «Строительство послевоенного флота» подтверждалась вера флотского командования в линкоры. До сих пор они действовали не слишком удачно, но в меморандуме говорилось: «Главным действующим лицом в войне против вражеского океанского судоходства является линейный корабль». В январе 1941 года немецким адмиралам представился шанс опробовать эту концепцию на деле. Линкорам «Шарнхорст» и «Гнейзенау» предстоял самый успешный поход в их недолгой боевой карьере.
Трудное начало
Как выяснилось в дальнейшем, вывод о главенстве линкора был несколько поспешным, но в соответствии с озвученной стратегией к концу года командующий флотом адмирал Гюнтер Лютьенс подготовил к походу в Северную Атлантику линейные корабли «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau). Они должны были пройти следом за «Шеером» (Admiral Scheer) и «Хиппером» (Admiral Hipper), уже действующим в океане.
В начале декабря 1940 года «Гнейзенау» и «Шарнхорст завершили ремонт после повреждений, полученных в Норвежской операции, и пришли в Киль, чтобы подготовиться к рейду в Северную Атлантику для операций против британского судоходства. 28 декабря оба линкора под командованием адмирала Лютьенса покинули базу, но жестокий шторм в Северном море заставил корабли идти малым ходом. «Гнейзенау» получил серьёзные повреждения корпуса, также вышли из строя системы управления огнём, включая зенитные калибры.
Кораблям пришлось повернуть назад: «Шарнхорст» вернулся в Готенхафен (ныне польская Гдыня), а «Гнейзенау» — в Киль. Из-за тяжёлых повреждений командир «Гнейзенау» капитан цур зее Отто Файн (Otto Fein) потребовал вновь переделать носовую часть корабля, что специалисты военной верфи выполнили в рекордный срок.
«Шарнхорст» вернулся в Киль 19 января, а 22 января 1941 года линкоры снова вышли в море, чтобы предпринять вторую попытку проведения противоконвойной операции под кодовым названием «Берлин». Командовал операцией адмирал Лютьенс, его флагманским кораблём был «Гнейзенау». Задача соединения в приказе на операцию от Группы ВМС «Запад» звучала так: «Атака вражеского подвоза в Атлантике севернее 30° северной широты».
Хотя было предпринято немало усилий, чтобы сохранить операцию в тайне, британское Адмиралтейство ещё 20 января получило предупреждение, что готовится прорыв. 23 января поступило сообщение от агентов в Дании, что «два немецких тяжёлых корабля прошли Нюборг в Большом Бельте». В 11:00 25 января, миновав Скаген, немцы взяли курс вдоль норвежского побережья на север. Британские самолёты Берегового командования из-за плохой погоды не сумели обнаружить немецкие корабли.
25 января в 23:20 командующий Флотом метрополии адмирал Джон Тови (John C. Tovey) вышел в море с линкорами «Нельсон» (HMS Nelson) и «Родней» (HMS Rodney), линейным крейсером «Рипалс» (HMS Repulse), восемью лёгкими крейсерами и 11 эсминцами с тем, чтобы, заняв позицию к югу от Исландии, перекрыть одновременно Датский пролив и Фарерский проход. 27 января с позиции к югу от Исландии «Родней», три крейсера и четыре эсминца отправились назад в Скапа-Флоу, а пять остальных крейсеров развернулись в линию патрулирования; в исландско-фарерском проходе патрулировали два лёгких крейсера, оснащённые новейшими радарами.
Британцы предполагали, что немецкая боевая группа выберет путь в Атлантику через проход между Исландией и Фарерскими островами. Это первоначально планировал и Лютьенс. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» сначала двигались на север, держась на почтительном расстоянии от Исландии, а затем резко повернули на запад, пытаясь выйти в Атлантику. В 06:20 28 января юго-восточнее Исландии, в точке 62°N 21°30ʹW с дистанции 14 400 метров вперёдсмотрящий с «Шарнхорста» заметил «два английских крейсера», а радар выявил за ними значительное количество больших и малых кораблей — это был флот Тови. Немцы немедленно отвернули, скрывшись за снежным зарядом.
В 06:49 лёгкий крейсер «Найяд» (HMS Naiad) обнаружил радаром «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и доложил об этом командованию, но не сделал никакой попытки последовать за немцами и потерял контакт. «Рипалс» с четырьмя эсминцами только в 07:38 получили приказ присоединиться к «Найяд». Адмирал Тови заключил, что обнаружение «Найяд» было ошибочным, и 29 января с «Нельсоном», «Рипалсом» и семью эсминцами отправился прикрывать конвой HX-103. 30 января в 17:00 флот вернулся в Скапа-Флоу.
Оторвавшись, немцы пошли на север. 30 января к востоку от острова Ян-Майен линкоры встретились с танкером «Адриа» (Adria) и приступили к заправке горючим, которая из-за плохой погоды затянулась до 2 февраля. Оба корабля приняли приблизительно 3400 тонн топлива. После этого они снова повернули на юго-запад и 3 февраля вошли в Датский пролив. На сей раз их попытка оказалась удачной — обнаруженный радаром патрульный крейсер линкоры обошли двумя последовательными изменениями курса.
Тактика уклонения от боя
На рассвете 4 февраля «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вышли в Атлантику. Адмирал Лютьенс с гордостью передал по своему соединению: «Впервые в истории германские линкоры прорвались в Атлантику. Теперь за дело!» 5 февраля к югу от мыса Фаруэлл (Гренландия) «Шарнхорст» и «Гнейзенау» приняли приблизительно по 1500 тонн топлива от танкера «Шлеттштадт» (Slettstadt). Дозаправку закончили 6 февраля, а на следующий день линкоры, несмотря на сильный шторм, согласно плану, приступили к поиску вражеских судов.
Для начала Лютьенс решил сконцентрироваться на конвойном маршруте между Канадой и Великобританией. Направляющиеся в Великобританию «быстрые» конвои НХ выходили из Галифакса каждые 4–5 дней, а «медленные» SC из Сиднея — два-три раза в месяц. Они пересекали Атлантику ордером из нескольких колонн, обычно по четыре судна в каждой. Согласно общепринятой практике, интервал между судами в колонне составлял 800 ярдов (730 метров) и при необходимости сокращался, интервал между колоннами — 1000 ярдов (910 метров). Меридиан 20°W был тем рубежом, восточнее которого конвои получали защиту кораблей Сил западных подходов; западнее суда следовали самостоятельно.
Лютьенс получил на операцию достаточно специфические приказы. Ему предписывалось сосредоточить свои усилия не только на охоте за одиночными судами, но и на «уничтожении торгового судоходства, следовавшего в Великобританию», что означало потопление максимально возможного тоннажа. Это имело приоритет даже перед нарушением системы конвоев в целом.
Однако одновременно он должен был любой ценой уклоняться от боя с равными по силам соединениями англичан. Командир «Шарнхорста» трактовал этот приказ как необходимость избегать сражения с равными шансами, но Лютьенс дал приказу расширенное толкование: он решил избегать боя, даже если кораблей неприятеля будет меньше и они будут слабее, что и проявилось при первой же встрече с противником.
Конвой HX-106, состоявший из 41 судна, вышел из Галифакса в Ливерпуль 30 января в сопровождении линкора «Рэмиллес» (HMS Ramillies) и канадского корвета «Коллингвуд» (HMCS Collingwood). Последний 31 января отделился, и далее океанский эскорт осуществлял только линкор. HX-106 следовал обычным маршрутом девятью колоннами по 4–5 судов в каждой. Коммодор конвоя кэптен Уолтер Пул (Walter H. Poole) держал флаг на норвежском судне «Топдалсфьорд» (Topdalsfjord).
Лютьенс начал поиск конвоя 7 февраля, развернув свои линкоры в поисковый ордер на юго-восток от гренландского мыса Фаруэлл. При этом дистанция между кораблями составляла 30 миль, «Шарнхорст» следовал севернее флагмана. Вечером корабли вновь соединились.
На следующий день поиск продолжился. В 06:18 радар «Гнейзенау» зафиксировал контакт по правому борту, а вскоре вслед за этим — ещё один, на дистанции 17 200 метров. Визуальный контакт был установлен только в 08:30 в точке 52°55ʹN 34°W, когда наблюдатель доложил о мачтах. «Гнейзенау» продолжал сближение, пока не поступило сообщение о «толстой мачте, предположительно военного корабля», после чего Лютьенс повернул к «Шарнхорсту» и потерял конвой из виду. В 08:59 Лютьенс просигналил «Шарнхорсту» о результате наблюдений и о своём намерении атаковать конвой около 10:30 с юга, в то время как «Шарнхорст» должен был атаковать с севера. Видимость оставалась хорошей, но несколько осложнённая сильными дождевыми шквалами.
«Шарнхорст» увеличил скорость до 20 узлов, изменив курс к сообщённому месту нахождения конвоя, но оно оказалось на 8 миль севернее указанного — только в 09:47 с линкора на дистанции 28 500 метров по пеленгу 350° заметили боевой корабль. Через минуту над горизонтом показалось множество мачт судов конвоя. В 09:51 корабль с характерной трёхногой мачтой с тяжёлым боевым марсом был опознан как «Рэмиллес».
Командир «Шарнхорста» капитан цур зее Курт-Цезарь Хоффман (Kurt-Caesar Hoffmann) начал маневрировать, чтобы использовать превосходство в скорости и, держась за пределами дальности огня британских орудий, увести «Рэмиллес» за собой и дать возможность «Гнейзенау» беспрепятственно расправиться с конвоем. В 09:57 «Шарнхорст» находился в 25 700 метрах от британца. Сверхдредноут, которым командовал кэптен Артур Рид (Arthur D. Read), заметил противника в 10:00, приняв его за тяжёлый крейсер «Хиппер», увеличил ход до 15 узлов и приготовился к бою. В это время Лютьенс, получив в 10:01 сообщение от Хоффмана о присутствии в охранении конвоя британского линкора, отменил атаку.
Между тем, Хоффман в 10:02 сблизился с британским кораблём до 23 100 метров, но в 10:04 от Лютьенса, отвернувшего на юг, вновь в резкой форме поступил приказ идти на соединение с флагманом, что и было немедленно исполнено. Адмирал остался недоволен действиями Хоффмана — не отвернув от противника, тот дал себя обнаружить, поставив под сомнение успех всей операции. К тому же, Хоффман не сообщил командующему о своём сомнительном по эффективности намерении попытаться отвлечь «Рэмиллес» от конвоя, не вступая с ним в бой.
Однако оперативный отдел Руководства войной на море (Seekriegsleitung — SKL) в Берлине принял сторону Хоффмана. Его план в отчёте об операции назвали логичным, сообщив, что SKL «не может одобрить действия командующего флотом в его осуждении». Лютьенс, по мнению командования, должен был составить рапорт с изложением обстоятельств и просьбой предоставить большую свободу действий, послав его вместе с судном снабжения «Шлеттштадт».
Утром следующего дня немецкая разведка прислала радиоперехват c «Рэмиллеса», из которого стало ясно, что британцы заметили только один корабль, опознанный как «Хиппер». Чтобы запутать англичан, Лютьенс приказал «Хипперу» после запланированной атаки на конвой HG-53 сразу возвращаться в Брест. Тот 11 февраля уничтожил только одно судно из потрёпанного подлодками HG-53, но следующим утром неожиданно повстречал не охраняемый конвой SLS-64, состоявший из 17 судов. Пользуясь удачей, «Хиппер» потопил семь из них на 32 806 тонн, повредил ещё два и 15 февраля вернулся в Брест.
Первый успех
Отступив от конвоя HX-106, оба немецких линкора ушли на северо-запад, к проливу Дэвиса, а после нескольких дней безрезультатного крейсерства в этом районе снова спустились на юг. Штормовая погода препятствовала наблюдению за морем, повреждённые вентиляционные раструбы не обеспечивали нормальную работу в машинно-котельных отделениях, на открытых постах зенитных батарей просто невозможно было находиться. Скорость снова снизили, чтобы уменьшить заливаемость носовой оконечности и надстроек. 14–15 февраля, когда погода несколько улучшилась, корабли снова провели дозаправку с танкеров «Шлеттштадт» и «Эссо Гамбург» (Esso Hamburg), после чего двинулись на юг. Согласно полученной 15 февраля от Группы ВМС «Запад» радиограмме, конвойные трассы лежали в несколько другом месте, чем предполагалось ранее.
Немецкая боевая группа возобновила поиск жертв на конвойной трассе Канада — Великобритания 17 февраля, на этот раз восточнее Ньюфаундленда. В это время в океане находились конвой SC-22/HX-108, покинувший Галифакс 8–9 февраля, и конвой HX-109, вышедший в море 13 февраля.
После двух дней бесплодного поиска немцы повернули на запад. Утром 22 февраля наблюдатели «Гнейзенау» сообщили о многообещающем столбе дыма на горизонте. Стало видно несколько мачт, и для выяснения, конвой ли это, было решено поднять в воздух разведчик «Арадо». Когда дистанция сократилась, стало ясно, что это суда в балласте из состава конвоев OB-285 и OB-286, распущенных несколько дней назад.
Лютьенс, охотившийся за конвоями, доставляющими в Великобританию продовольствие и стратегические грузы, быстро понял, что у него уже нет выбора — как только на судах заметили серые корпуса линейных кораблей с их характерными высокими надстройками, они начали расходиться в разные стороны.
«Шарнхорст» и «Гнейзенау» действовали независимо. В 10:10 флагман выстрелил предупредительным по судну «Кентар» (Kentar, 3237 тонн), а затем открыл огонь на поражение, так как цель начала передачу радиограмм. Спустя 40 минут судно, объятое пламенем, затонуло. В 12:21 предупредительные выстрелы были сделаны по второй цели, «Трелони» (Trelawny, 4689 тонн), которая также начала радиопередачу. Вскоре в дело вступили 150-мм и даже 105-мм орудия, и в 13:12 и это судно затонуло.
Тем временем «Шарнхорст» отправил на дно танкер «Ластрес» (Lustrous, 6156 тонн). Пока линкор гонялся за другим танкером, которому удалось уйти, «Гнейзенау» выпустил «Арадо» и в 16:23 потопил грузовое судно «Эй Ди Хафф» (A.D. Huff, 5866 тонн). Наблюдатель вернувшегося приблизительно час спустя «Арадо» лейтенант цур зее Эрнст-Гюнтер Мехель (Ernst-Günther Mechel) сообщил, что нашёл ещё один пароход в 50 милях и атаковал его бомбами и бортовым оружием, при этом ранив несколько членов команды.
Повредить антенну судна, однако, не удалась, и оно послало в эфир предупреждение об атаке рейдером, за что Мехель получил выговор. «Гнейзенау» вместе с присоединившимся «Шарнхорстом» начали поиск, который продолжился и с наступлением темноты. В 21:20 радар флагмана засёк грузовое судно «Харлсден» (Harlesden, 5483 тонны). «Шарнхорсту» было приказано не подходить, а цель отправили на дно к 23:08 из 105-мм и 150-мм орудий.
Так как большинство жертв успели передать сигнал о нападении, и радиостанция мыса Рэйс на Ньюфаундленде приняла часть из них, британскому Адмиралтейству стало известно о присутствии рейдера. Авиация вылетала на поиск из Галифакса, но обнаружить противника не удалось.
В итоге в течение 12 часов «Шарнхорст» и «Гнейзенау» уничтожили пять судов суммарным водоизмещением 25 431 тонну. Так как обстрел целей происходил с очень больших дистанций, расход боеприпасов был велик. Ночью Лютьенс впервые с 8 февраля использовал радио. Он сообщал о своём успехе и назначил танкерам рандеву около Азорских островов — так как несколько транспортов успели передать по радио сообщение о встрече с рейдерами, адмирал решил переместиться на маршруты, ведущие в Сьерра-Леоне. После этого Лютьенс двинулся на юг.
26 февраля у Азорских островов «Шарнхорст» и «Гнейзенау» встретились с танкерами «Эрмланд» (Ermland) и «Фридрих Бреме» (Friedrich Breme). 180 пленных с транспортов были переданы на «Эрмланд» — в ходе нападения 22 февраля погибло только 11 моряков торгового флота. Дозаправку закончили в 07:00 28 февраля, приняв с «Фридриха Бреме» 7500 тонн топлива.
К началу марта 1941 года линкоры прошли 11 000 миль — половину длины экватора. Адмирал Лютьенс в связи с этим заявил: «Я пользуюсь возможностью выразить своё полное удовлетворение действиями личного состава, и особенно — персонала машинных отделений». Последнее, прежде всего, относилось к экипажу «Шарнхорста», поскольку его работа в течение похода была исключительно трудной. Неприятность исходила от перегретых котлов; они были новейшего проекта — возможно, слишком нового, поскольку стальные трубы оказались не в состоянии выдерживать сверхвысокие температуры. «Гнейзенау» в этом отношении был более удачлив.
Побоище конвоя SL-67
2 марта Лютьенс созвал на флагмане совещание с участием капитанов, чтобы пояснить свои намерения атаковать конвои SL из Сьерра-Леоне в Великобританию у берегов Африки. Оба корабля должны были двигаться на юг поисковым ордером, имея 40 миль между собой. Чтобы расширить зону поиска ещё на 70 миль, предполагалось держать в воздухе бортовые гидросамолёты. На ночь курс менялся, и корабли соединялись, чтобы продолжить поиск на следующий день. Конвои, охраняемые линейными кораблями, атаке не подлежали, охраняемые тяжёлыми крейсерами можно было атаковать с безопасной дистанции — не менее 18 км. Чтобы избежать преждевременного обнаружения, днём следовало остерегаться встреч даже с одиночными судами. Последние допускалось топить только ночью. Атаковать ли группы одиночек, Лютьенс оставил на своё усмотрение.
3 марта видимость была плохой, и радар оказался бесценным для уклонения от разрозненных одиночек. Поиск конвоя к западу от Канарских островов результатов не дал, и 5 марта линкоры повернули на юг. В этот день потерпел аварию самолёт с «Шарнхорста». По дороге он пролетел над U 124, находившейся в надводном положении, но ни пилот, ни наблюдатель её не заметили. «Арадо» в итоге нашли после четырёх часов поисков — у него кончилось горючее.
В 23:00 того же дня из Германии пришло сообщение о том, что U 124 заметила два неопознанных крупных корабля, следующих южным курсом. Стало ясно, что речь идёт о «Шарнхорсте» и «Гнейзенау». Лютьенс послал Группе ВМС «Запад» ответное сообщение, та переслала его командованию подводными силами, а далее оно уже достигло адресата. В 00:30 6 марта Лютьенс принял меры предосторожности — до получения ответа он повернул на запад и увеличил ход. В 10:45 U 124 и линейные корабли встретились. Командиры обменялись оперативной информацией и опытом действий против конвоев. Лютьенс узнал, что вблизи также находятся лодки U 105 и U 106. Лютьенс лелеял какие-то надежды на совместные действия, но у адмирала Карла Дёница (Karl Dönitz) имелись свои планы на использование лодок.
Экономя топливо, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» патрулировали между островами Зелёного Мыса и побережьем Африки на скорости 12 узлов. 7 марта в 09:20 наблюдатель на фортопе «Шарнхорста» заметил мачту на горизонте. При тщательном рассмотрении оказалось, что это боевой марс крупного корабля, который скоро опознали как линкор «Малайя» (HMS Malaya). После этого «Шарнхорст» встретился с «Гнейзенау» в условной точке в 40 милях к северо-востоку от контакта и сообщил о находке.
Предположив, что британский линкор охраняет идущий неподалёку конвой, Лютьенс решил лично в этом убедиться. «Гнейзенау» увеличил скорость для небольшой осторожной разведки, и спустя два часа движения на юг с формарса увидели «множество мачт и одну боевую мачту». Лютьенс снова решил избегать противостояния с крупными вражескими боевыми кораблями, а потому не нападать на конвой. Оценив обстановку, он сообщил о контакте в Группу ВМС «Запад» и навёл на него находящиеся в этом районе субмарины U 124 и U 105. Лодки доложили об установлении контакта с конвоем, после чего получили от своего командования приказ «в первую очередь, после опознания, атаковать линкор».
Объектом внимания Лютьенса оказался конвой SL-67 численностью 57 судов, следовавший из Фритауна в Великобританию. Заправившись во Фритауне 1 марта, в 15:00 3 марта конвой догнали линкор «Малайя» и эсминцы «Фолкнор» (HMS Faulknor) и «Форестер» (HMS Forester) из соединения «H». Кроме них, 7 марта с конвоем были вспомогательный крейсер «Киликия» (HMS Cilicia) и корвет «Асфодель» (HMS Asphodel). Ни один из кораблей эскорта немцев не заметил.
8 марта в 01:42 сначала U 124, а час спустя и U 105 в точке 20°51ʹN 20°32ʹW атаковали конвой. Всего за 15 минут U 124 торпедировала четыре транспорта в центральной колонне: «Хиндпул» (Hindpool, 4897 тонн), «Лахор» (Lahore, 5304 тонны), «Тилбанк» (Tielbank, 5084 тонны) и «Нардана» (Nardana, 7974 тонны), а U 105 — судно «Хармодиус» (Harmodius, 5229 тонн). Все они к рассвету затонули.
Подводные лодки не нашли «Малайю», так как линкор ночью спрятался в центре конвоя. Всю первую половину следующего дня U 105 провела под глубинными бомбами, а U 124 отогнали от конвоя. В итоге первая вместе с U 106 ушла к Фритауну, а вторая, отчитавшись в 06:13 о потоплении пяти судов и потере контакта, отправилась на запад перегружать торпеды с рейдера «Корморан» (HSK 8 Kormoran).
8 марта в 06:13 из сообщения с подлодки Лютьенс узнал, что конвой был атакован, контакт с ним потерян, а вражеский линкор остался невредим. Надеясь, что после атак лодок конвой частично рассеялся, и ему попадутся отставшие суда, спустя четыре часа адмирал решил произвести поиск в южном направлении. В 12:30 линкоры разошлись с тем, чтобы затем соединиться в точке в 38 милях южнее исходной. Из четырёх имевшихся на них «Арадо» три на тот момент были неисправны, а единственный боеготовый запускать не решились.
Кошки-мышки с британскими линкорами
В 13:30 «Форестер», искавший лодку в 10 милях к западу от конвоя, заметил «большой корабль по пеленгу 290°», в 13:31 известил об этом «Малайю» и пошёл на сближение с обнаруженным объектом. В свою очередь, в 13:35 наблюдатели «Гнейзенау» доложили о корабле, который спустя две минуты был идентифицирован как «двухтрубный лёгкий крейсер». Лютьенс приказал увеличить ход до 27 узлов и приготовится к бою. В течение примерно двух последующих часов стороны следили друг за другом. В 14:10 «Форестер» радировал, что у обнаруженного им корабля одна надстройка и одна труба, а в 14:42 сообщил, что, возможно, это «Гнейзенау».
Конвой в это время находился примерно в 130 милях на запад-северо-запад от мыса Бланко. Приказав судам лечь на курс 46°, «Малайя» и «Фолкнор» поспешили на перехват. В 15:15 «Малайя» приготовился к бою и выпустил поплавковый разведчик «Суордфиш». «Форестер» доложил, что противник изменил курс на сближение. В 16:45 с боевого марса «Малайи» в 30 000 ярдах по пеленгу 263° был замечен идущий навстречу «Гнейзенау».
Британцы изготовились к бою — «Фолкнор» занял место впереди «Форестера», и оба эсминца развернули торпедные аппараты, а «Малайя», подняв стволы 15-дюймовых орудий на максимальный угол возвышения, увеличила ход до полных 20 узлов. Казалось, бой стал неизбежным, однако, в 16:48 в 24 000 метрах от противника немец увеличил ход и отвернул на юго-запад с башнями, развёрнутыми по-походному.
Согласно журналу боевых действий «Гнейзенау», немцы заметили «Малайю» в 17:38 по берлинскому времени, спустя две минуты опознали врага, в 17:46–17:48 выполнили разворот, а в 17:51 англичанин прекратил погоню и через минуту скрылся из виду.
Так как до захода солнца оставалось полтора часа, а конвой находился в 25 милях и продолжал удаляться, «Малайя» после непродолжительного преследования вызвал «Форестер» и лёг на курс 70°, к конвою. В 17:04 экипаж его бортового самолёта доложил, что противник «в составе двух линейных кораблей» уходит в западном направлении, а в 18:29 определил их курс и скорость как 245° и 20 узлов. В 19:00 британские корабли воссоединились с конвоем.
Единственной жертвой этого противостояния стал упомянутый «Суордфиш» с «Малайи», пилотируемый лейтенантом Джорджем Брауном (George R. Brown). Хотя ему было приказано вернуться к 18:00, за полчаса до заката, он продолжал наблюдение, пока около 19:00 не потерял контакт. Не сумев вовремя вернуться, лётчик в 20:04 приводнил машину. Экипаж из трёх человек подобрал проходивший мимо испанский пароход «Кабо де Буэно Эсперанца» (Cabo de Buena Esperanza) и доставил британцев на Канары.
На основании сообщения «Малайи» в этот же день из Гибралтара вышли линейный крейсер «Рипалс», авианосец «Фьюриес» (HMS Furious) и два эсминца. 10 марта в 15:00 они сменили «Малайю», «Фолкнор» и «Форестер» в эскорте SL-67, и те 12 марта благополучно достигли Гибралтара. Соединение «Н» прикрывало конвой до 18 марта.
Отказавшись от нападения, немецкая эскадра пошла обратно по собственному следу, чтобы снова выйти на дорогу Галифакс — Ливерпуль. По пути «Шарнхорст» и «Гнейзенау» назначили встречу танкерам «Эрмланд» и «Уккермарк» (Uckermark). Двигаясь на северо-запад, 9 марта «Шарнхорст» потопил греческий пароход «Марафон» (Marathon, 7352 тонны), следовавший с грузом угля в Александрию.
В это время тяжёлые корабли адмирала Тови вышли в море, чтобы прикрыть важнейшие конвои. Для этого были задействованы линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» (HMS King George V), а «Нельсон» остался патрулировать к югу от Исландии.
11 марта «Шарнхорст» и «Гнейзенау» встретились с «Эрмландом» и «Уккермарком» и приступили к заправке и приёмке необходимых припасов. В 21:00 адмиралу Лютьенсу пришла длинная радиограмма от командования Группы ВМС «Запад» с предписанием до 18 марта действовать против конвоев из Галифакса.
Дело в том, что возвращающиеся в Германию «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» должны были пройти через Северную Атлантику, а согласно полученным разведданным, британские корабли соединения «H» уже оставили Гибралтар и двинулись западным курсом. Лютьенсу предстояло отвлечь внимание англичан, чтобы «Хиппер» и «Шеер» могли беспрепятственно миновать исландские проходы. Затем линкоры, выполнив задачу, должны были следовать в Брест. Это не должно было стать концом их рейдерской деятельности: к концу апреля ожидалась готовность «Бисмарка» (Bismarck) и «Принца Ойгена» (Prinz Eugen) выйти в море, и «Шарнхорст» с «Гнейзенау» намечалось использовать в новой операции.
12 марта Лютьенс собрал совещание, на котором изложил командирам кораблей свои намерения до 17 марта производить поиск на западном участке конвойного маршрута Канада — Британия в районе 39°N 46°W.
Линкоры закончили дозаправку, приняв с «Уккермарка» свыше 3400 тонн топлива, и вместе с судами снабжения (максимальная скорость 18 узлов) тем же вечером эскадра двинулась в путь. Немцы следовали на север фронтом с интервалом 56 километров (30 миль) между собой в порядке «Уккермарк» — «Гнейзенау» — «Шарнхорст» — «Эрмланд». Учитывая видимость, они должны были охватить наблюдением полосу шириной приблизительно 220 километров (120 миль).
Внезапная удача
Утром 15 марта приблизительно в 300 милях восточнее Ньюфаундленда в точке 40°30ʹN 43°45ʹW «Уккермарк» доложил на флагман о первом контакте. «Гнейзенау» сразу увеличил скорость до 22 узлов. Едва линкор настиг обнаруженную цель — норвежский танкер «Бьянка» (Bianca, 5688 тонн), шедший в балласте в Кюрасао — как «Уккермарк» доложил о другой жертве примерно в 60 милях.
В 10:20 линкор остановил «Бьянку» выстрелом из 280-мм орудия и приказал команде оставить судно, но после того, как призовая команда, поднявшись на борт, определила, что у трофея достаточно топлива, чтобы добраться до бискайских портов, вернул команду назад. Следующей жертвой в 13:40 стал британский танкер «Сан-Казимиро» (San Casimiro, 8046 тонн), шедший в балласте в Виллемстад. Судно пыталось уйти и передало сигнал о нападении, так что его пришлось обстрелять, израсходовав четыре 280-мм снаряда. Этот танкер также отправили в Бордо как приз. «Уккермарк» сообщил о двух новых целях, и флагман повернул на запад-юго-запад. Отдел радиоразведки доложил адмиралу, что сообщение «Сан-Казимиро» было ретранслировано.
В 17:20 «Гнейзенау» увидел объекты поиска, по которым дал предупредительные выстрелы. Норвежскому танкеру «Поликарп» (Polykarp, 6405 тонн) хватило одного предупредительного выстрела — в 17:50 он сразу сдался и был захвачен как приз. Британский танкер «Симния» (Simnia, 6107 тонн) попытался уйти, одновременно посылая сигнал бедствия, и его потопили, а передачу заглушили. На обе цели немцы израсходовали семь 280-мм, 32 105-мм и два 37-мм снаряда.
В это же время «Шарнхорст» настиг и потопил британские танкеры «Бритиш Стренг» (British Strength, 7139 тонн) и «Ателфоум» (Athelfoam, 6554 тонны). Из опроса пленных стало известно, что разгрому подверглась быстроходная часть вышедшего из Англии 6 марта и расформированного 9 марта в точке 51°29ʹN 20°30ʹW конвоя OB-294. Остальные суда должны были подойти в этот район позднее.
В 01:00 16 марта «Уккермарк» и «Эрмланд» сигнализировали, что видят на фоне ночного неба силуэты торговых судов. Вскоре их заметили и с флагмана, но одним из них мог оказаться «Уккермарк». В 03:30 за кормой «Гнейзенау» раздались выстрелы — «Шарнхорст» топил голландский (бывший немецкий) транспорт «Мангкай» (Mangkai, 8298 тонн). На рассвете стало ясно, что немецкий флот двигался прямо в середину идущей без сопровождения группы транспортов. Началась бойня.
В 04:28 «Гнейзенау» с 2900 метров потопил британское грузовое судно «Рио-Дорадо» (Rio Dorado, 4507 тонн), израсходовав при этом 55 105-мм и 101 150-мм снаряд, в 08:55 — британское судно «Эмпайр Индастри» (Empire Industry, 3648 тонн), которое добили в упор 64 37-мм, 48 105-мм и 11 150-мм снарядами, в 10:22 — норвежское грузовое судно «Гранли» (Granli, 1577 тонн), уничтоженное 12 105-мм и 23 37-мм снарядами. Все эти суда сначала были остановлены предупредительными выстрелами из 280-мм орудий. В 13:25 на дно отправилось французское грузовое судно «Мисон» (Myson, 4564 тонны). Дав по нему с 23 600 метров один предупредительный выстрел и два трёхорудийных залпа главным калибром, флагман Лютьенса, сблизившись, добил жертву 11 105-мм и 40 37-мм снарядами.
Наконец, в 15:50 ушло на дно британское грузовое судно «Ройал Краун» (Royal Crown, 4364 тонны). С 20 600 метров в его сторону последовал предупредительный выстрел главным калибром, а затем с близкого расстояния судно потопили 37 105-мм и 14 37-мм снарядами. «Шарнхорст» в это время потопил британские суда «Сильверфир» (Silverfir, 4347 тонн), «Деметертон» (Demeterton, 5251 тонна) и «Сардиниан Принс» (Sardinian Prince, 3491 тонна).
Последним на дно пошло датское судно «Чилиан Рифер» (Chilean Reefer, 1831 тонна), следовавшее самостоятельно. Немцы собрались было поднять на борт экипаж расстрелянного судна, но тут появился новый противник.
На экране радара «Гнейзенау» появилась отметка цели, а 15 минут спустя появился английский линкор. Это был «Родней», сопровождавший конвой HX-114. Англичанин просемафорил: «Какое судно?» Отто Файн ответил: «Эмеральд». Поскольку лёгкий крейсер «Эмеральд» (HMS Emerald), вошедший в строй в 1920 году, имел водоизмещение 7550 тонн, а также силуэт с тремя дымовыми трубами, он никак не походил на «Гнейзенау». «Родней» повторил запрос, но Файн не имел намерения вступать в беседу — его линкор и «Уккермарк» полным ходом уходили на юг, оставив позади себя горящий «Чилиан Рифер». В 19:45 «Родней» подобрал 27 членов экипажа торгового судна.
Возвращение на базу
18 марта «Шарнхорст» и «Гнейзенау» ещё раз заправились горючим с «Уккермарка» и «Эрмланда», передали на них 200 пленных и рано утром 19 марта со скоростью 23 узла взяли курс на Брест. Лютьенса заботила проблема достижения французского порта. Он знал только, что «Малайя» находится около островов Зелёного Мыса, и что соединение «H» где-то в море. Кроме этого, он не имел никакой другой информации, а потому рассчитывал самый опасный участок маршрута проделать в тёмное время суток и достичь подходов к Бресту на рассвете 22 марта.
Королевский флот тоже не имел ни малейшего представления относительно местонахождения «Шарнхорста» и «Гнейзенау» с 16 марта. В то же время, чтобы перекрыть немцам пути отхода через исландские проходы, на патрулирование южнее Исландии 17–20 марта вывели линкор «Нельсон» и крейсер «Нигерия» (HMS Nigeria) с двумя эсминцами. Линкор «Кинг Джордж V» из охранения конвоя HX-115 немедленно вышел из Галифакса, а «Родней» оставил свой конвой — оба они спешили на усиление фарерского патруля. Кроме того, «Ринаун» (HMS Renown), «Арк Ройал» (HMS Ark Royal) и «Шеффилд» (HMS Sheffield) были перенацелены, чтобы отрезать немцам пути отхода во Францию.
19 марта самолёт-разведчик с «Арк Ройала» обнаружил захваченные «Гнейзенау» танкеры «Бьянка» и «Сан-Казимиро». Смена флага с немецкого на норвежский не спасла «Бьянку» — самолёт сообщил о находках на «Ринаун». На следующий день при его подходе немцы, эвакуировав всех с судна, взорвали заложенную в машинном отделении и отделении насосов взрывчатку и открыли кингстоны. Вернувшиеся на борт вместе с моряками «Ринауна» норвежцы погасили пожары и закрыли клапаны, но танкер всё же затонул, поскольку поступление воды в машинное отделение остановить не удалось. «Сан-Казимиро» перехватили несколько часов спустя, но немцы успели его затопить. 46 британских моряков и членов военных команд были освобождены, а немецкие моряки взяты в плен.
Утром 20 марта впереди по носу линкоров Лютьенса низко над горизонтом был замечен самолёт, опознанный как «авианосный биплан». Надежды, что он мог не заметить немецкие корабли, не оправдались — стало ясно, что поблизости находится оперативное соединение англичан. В 17:59 другой «Суордфиш» заметил немецкие линкоры в 110 милях на северо-восток от «Ринауна» и в 700 милях от Бреста, и точно определил их местоположение — 46°50ʹN 21°25ʹW, курс на север, скорость 20 узлов. Поднимать самолёты с «Арк Ройала» было поздно, так как уже стемнело. К тому же, было непонятно, куда направляются немцы.
Береговое командование сначала усилило патрулирование за Датским проливом, но затем обратилось в другом направлении — пока 25 «Веллингтонов» находились в готовности к вылету, «Каталины» 240-й, «Сандерленды» 210-й и «Уитли» 502-й эскадрилий производили безуспешный поиск на подходах к Бискайскому заливу.
Воздушный эскорт должен был встретить линкоры в полдень 21 марта, но день начался с тумана. Только в 16:30 видимость улучшилась настолько, что смогли подняться в воздух три поплавковых «Хейнкеля» He 115. В 19:00 из Бреста подошли миноносцы «Ильтис» (Iltis) и «Ягуар» (Jaguar), чтобы действовать как противолодочный эскорт — предосторожность была не лишней, поскольку англичане направили к Бресту подводные лодки «Юнион» (HMS Union) и «Анбитен» (HMS Unbeaten), а к Сен-Назеру — «Тайгрис» (HMS Tigris).
Патрульным «Хадсонам» 220-й эскадрильи Берегового командования вечером 21 марта поставили задачу проверить Бискайский залив и его северные порты. Один из них обнаружил противника и некоторое время следовал за немецкими кораблями. Отдел радиоразведки Лютьенса немедленно перехватил и дешифровал его сообщение о контакте, после чего адмирал решил идти прямиком в Брест. В 03:00 22 марта оба линкора были встречены эсминцами 5-й флотилии, размещённой в Бресте, а в 07:00 вход в порт появился в поле зрения. Два дня спустя в Ла-Паллис пришли «Уккермарк» и «Эрмланд».
60-дневный поход длиной 17 800 миль принёс следующие результаты. «Шарнхорст» потопил восемь торговых судов водоизмещением 47 588 тонн, «Гнейзенау» уничтожил или захватил 13 судов водоизмещением 62 865 тонн, а ещё одно судно на 3237 тонн линкоры потопили совместно — общий тоннаж составил 113 690 тонн. Поздравительная телеграмма гросс-адмирала Редера Лютьенсу была вполне заслуженной, а SKL имело все основания гордиться полученными результатами. Рейд «Шарнхорста» и «Гнейзенау» стал самым успешным походом немецких линкоров, но он же оказался последним.
Ещё одним успехом Лютьенса стало то, что пока англичане искали его линкоры, 15 марта «Хиппер» покинул Брест, заправился к югу от Гренландии, 23 марта прошёл через Датский пролив и 28 марта беспрепятственно прибыл в Киль — на его счету в двух океанских походах оказалось девять потопленных судов. Через два дня туда же пришёл «Адмирал Шеер», который за пять месяцев преодолел 46 419 миль, потопил вспомогательный крейсер «Джервис Бэй» (HMS Jervis Bay) и 16 торговых судов общим водоизмещением 99 095 тонн.
Несмотря на гром оваций, оперативный отдел SKL был настроен критически. Нужно ли было привлекать два линкора к уничтожению судоходства, если вспомогательный рейдер «Пингвин» (HSK 5 Pinguin) в одиночку превзошёл достижения Лютьенса, потопив судов на 136 551 тонну? Каково назначение этих линкоров, если они не способны вести бой с другими линейными кораблями? В то же время, артиллеристы могли во многих случаях использовать 150-мм боезапас, а 280-мм снаряды сохранять на случай встречи с тяжёлыми кораблями англичан.
В это время в Восточной Атлантике британские корабли безуспешно обыскивали пустой океан. 24 марта в Гибралтар вернулся «Ринаун», за последние два месяца пробывший в походе 50 суток. Однако немецкие корабли так и не удалось обнаружить, поэтому линейный крейсер спешно заправился и снова вышел в океан.
К «Нельсону», находившемуся южнее Исландии, присоединились только что закончивший ремонт «Худ» (HMS Hood), который официально числился проходящим испытания, и линкор «Куин Элизабет» (HMS Queen Elizabeth), который 21 февраля завершил затянувшуюся капитальную модернизацию, но ещё не был полностью боеспособным. Адмиралтейство пошло на серьёзный риск, введя в состав флота две единицы, не прошедших до конца курс боевой подготовки, однако нехватка тяжёлых кораблей вынуждала делать это снова и снова. Тревога улеглась только 28 марта, когда немецкие линкоры нашлись на стоянках в Бресте.
По мнению британцев, причинённый им в ходе операции «Берлин» ущерб нельзя свести только к цифрам потопленного и захваченного тоннажа. Действия Лютьенса вызвали настоящую панику, пришлось задействовать все имеющиеся линкоры. Теперь же немецкие корабли, стоявшие в Бресте, представляли угрозу системе конвоев, и ими немедленно занялись ударные самолёты Бомбардировочного и Берегового командований Королевских ВВС.
Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы.
Литература:
- Эрих Редер. Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935–1943 гг. — М.: «Центрполиграф», 2004
- Питер Смит. Закат владыки морей. — М.: «Aст», «Транзиткнига», 2003
- Richard Garrett. Scharnhorst and Gneisenau: The Elusive Sisters — Hippocrene Books, 1978
- Stephen W. Roskill. War at Sea 1939-1945. Volume I: The Defensive — Naval & Military Press, 2004
- Peter C. Smith. Destroyer Leader: HMS Faulknor, 1935–1946 — Pen & Sword, 2005
- Michael J. Whitley. German Capital Ships of World War Two — Weidenfeld Military, 1989
- http://www.naval-history.net
- http://www.scharnhorst-class.dk
Комментарии к данной статье отключены.