Когда в начале войны командующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер утвердил «тариф» для награждения офицеров-подводников Рыцарским крестом, это казалось ему хорошим психологическим ходом: предполагалось, что он будет стимулировать командиров подлодок наносить ущерб противнику. Потопив 100 000 т торгового тоннажа, они могли рассчитывать на высокую награду. Однако установленная планка повлекла за собой два негативных момента. Первым стал оверклейм — завышение успехов для достижения заветной «сотни». Вторым был неоправданный риск, на который порой шёл командир, чтобы добиться результата. Экипажи подлодок хорошо понимали, чем это чревато: желающий залезть в пасть к дьяволу может оттуда и не выбраться. Увлечённый погоней за орденом командир был опасен для экипажа, который становился заложником его амбиций. Именно таких офицеров подводники именовали Halsschmerzen — «боль в горле».
С другой стороны, служить под началом командира, уже имевшего Рыцарский крест, считалось более безопасным делом. Награждение командира U 96 этим орденом должно было придать уверенности экипажу перед четвёртым походом. Посмотрим, насколько изменились действия Генриха Леман-Вилленброка после того, как он официально стал подводным асом кригсмарине.
После капитального ремонта
Вернувшуюся в Сен-Назер 28 февраля 1941 года U 96 ждал капитальный ремонт. Он начался 4 марта и продлился до 8 апреля. За это время на верфи «семёрку» практически всю перебрали заново, проведя ремонт и профилактику всех систем, включая систему управления торпедной стрельбой, палубное орудие и зенитный автомат. Приняв лодку у верфи и проверив её, экипаж начал готовить U 96 к новому, четвёртому походу. 10–11 апреля на неё погрузили провизию, боезапас и заправили топливом. 12 апреля около семи вечера субмарина покинула Сен-Назер и взяла курс на район юго-западнее Исландии, где ей предстояло действовать.
Первые сутки плавания прошли спокойно, но к вечеру 13 апреля лодке пришлось трижды уклоняться погружением от английских самолётов. На следующее утро пришло сообщение из штаба, уточняющее будущую позицию U 96 — квадрат АЕ 78, то есть южнее Исландии. Перед заходом солнца 15 апреля произошло то, с чем хорошо знакомы зрители фильма «Лодка»: командир объявил тревогу на срочное погружение, оказавшуюся учебной. Правда, в реальности Леман-Вилленброк объявлял её дважды, выясняя состояние лодки и готовность экипажа. С людьми оказалось всё в порядке, а вот с кораблём — нет:
«UZO (прибор надводной прицельной оптики — прим. авт.) заполнен водой. Шумопеленгатор: приём довольно слабый. Вода поступает в кабельный короб. Лодка пропускает значительно больше воды, чем до капитального ремонта на верфи».
Это открытие не слишком обрадовало Лемана. Во время учебных тревог лодка погружалась лишь на 45 м, а погружение на бо́льшую глубину грозило неприятными сюрпризами. Как назло, вечером появились английские эсминцы. Два из них были замечены, когда лодка находилась в надводном положении, а о третьем акустик доложил уже после срочного погружения. Противники разошлись мирно: англичане не заметили субмарину, а немцы не смогли их атаковать, так как ситуация развивалась слишком быстро.
Когда англичане ушли, Леман всплыл и получил сообщения штаба о конвое к западу от Северного канала. Старик решил не подключаться к его преследованию, потому что лодку и конвой разделяло 250 миль. Он оказался прав, а его решение остаться на позиции вскоре принесло свои плоды. После полудня 16 апреля в воздухе показался «Сандерленд». Затем акустик засёк шумы трёх эсминцев. Такое взаимодействие самолёта и кораблей показалось Леману подозрительным. Он справедливо предположил, что оно означает лишь одно — конвой!
В 16:46 лодка перешла в надводное положение. Море встретило её дождливой, туманной погодой. Несмотря на это, вскоре верхняя вахта заметила клубы дыма и установила контакт с правой частью ордера конвоя. Леман немедленно отправил Дёницу сообщение о «находке». В 18:00 колонны судов появились в поле зрения немецких сигнальщиков, но затем лодке пришлось быстро уклониться погружением от появившегося эсминца. Дальше сложилась критическая ситуация. U 96 затаилась на глубине 45 м, слыша, как сначала один, а затем и другой английский корабль ведёт её поиск. Так как лодка снова начала затапливаться, Леман всплыл на 10 м. По-видимому, мембраны шумопеленгаторной станция левого борта оказались затоплены, так как подход эсминца с этой стороны акустик не услышал.
Глубинные бомбы не заставили себя долго ждать. Первая серия рванула рядом с лодкой, сильно её встряхнув. От взрывов на «семёрке» разбилось почти всё, что могло разбиться: лампы, плафоны, предохранители, датчик Папенберга в рубке, стеклянная ёмкость вспомогательного сливного насоса и т.п. Хуже было то, что вылетел болт, крепивший один из дизелей к фундаменту. Лодка всё же выдержала атаку и смогла оторваться от преследователей, маневрируя на глубине 50–70 м.
В 22:32 Леман-Вилленброк всплыл, но конвоя не обнаружил. Оценив повреждения, он признал свой корабль боеспособным и решил продолжить поиски, которые из-за начавшегося шторма оказались бесплодными. Следующие двое суток U 96 бесцельно болталась в море на старой позиции, пока вечером 18 апреля не поступил приказ штаба начать патрулирование южной береговой линии Исландии в квадратах АЕ 72–78.
Исландское «сидение»
На новую позицию Леман прибыл вечером 20 апреля. По пути выяснилось, что у лодки неисправен кормовой торпедный аппарат: взрывами глубинных бомб в нём заклинило торпеду. К счастью для немцев, это была единственная неприятность. Находясь у исландского берега, U 96 днём держалась мористее, а вечером приближалась к берегу, так как исландские маяки работали в режиме мирного времени. Один раз экипаж видел эсминцы и пару раз уклонялся погружением от английских летающих лодок.
В чём же крылась причина этого «исландского отпуска» экипажа U 96? Дело в том, что командующий немецкими подлодками Карл Дёниц решил поиграть с англичанами в кошки-мышки. Он заметил, что противник старается избежать встречи с «волчьей стаей», прокладывая курс конвоев севернее, чем обычно. Тогда командующий решил отправить к Исландии несколько лодок с приказом соблюдать строгое радиомолчание и докладывать только о контактах с конвоями. Теперь исландская группа лодок вела там разведку судоходного трафика, а наблюдение в центральной части операционной зоны немецких субмарин в Атлантике Дёниц поручил «Кондорам» из 40-й авиагруппы — так он рассчитывал получать точную информацию о маршрутах конвоев, даже если бы они меняли свой курс.
К 23 апреля командующий разочаровался в своей затее. Воздушная разведка к северо-западу от Ирландии не дала никакого результата, как и подлодки у Исландии — океан словно вымер. Тогда Дёниц приказал субмаринам вернуться на прежние позиции, а U 96 оставил наблюдать за судоходным трафиком у исландского побережья. Лишь после полудня 26 апреля он разрешил Леману сменить позицию, когда тот сообщил, что у Исландии нет никаких конвоев. Теперь U 96 должна была переместиться к Фарерским островам, в квадрат АМ 12. Прощаясь с Исландией, подводники, заметившие в воде несколько тюков с хлопком, выловили один такой тюк в качестве образца. После этого лодка взяла курс на юго-восток.
На новую позицию Леман-Вилленброк прибыл перед полуночью 27 апреля. Спустя несколько часов U 123 доложила в штаб о контакте южнее Исландии с конвоем, идущем в восточном направлении. Это был НХ-121. 43 торговых судна его ордера шли в Ливерпуль под охраной пяти противолодочных кораблей. Дёниц немедленно приказал всем ближайшим лодкам начать его преследование. Среди них была и U 96, сыгравшая в нападении на НХ-121 главную роль.
Бой с конвоем HX-121
Несмотря на удачное обнаружение конвоя, Дёниц не смог быстро сформировать «волчью стаю» для его групповой атаки. После первого сообщения U 123 обнаружили и атаковали корабли ПЛО, из-за чего она на несколько часов потеряла контакт и сумела его восстановить лишь к утру 28 апреля. Получив второе сообщение лодки о контакте, Леман-Вилленброк двинулся на перехват НХ-121. Встреча с кораблями ожидалась к 16:00. По сообщениям и визуальным контактам командир U 96 понял, что рядом с конвоем находятся как минимум три лодки. Его предположение было верным: кроме «семёрки» Лемана в этот район уже подошли U 552 Эриха Топпа, U 95 Герда Шрайбера и U 65 Йоахима Хоппе.
Топп обнаружил конвой первым. U 552, сумевшая пробраться внутрь колонн ордера, в 16:15 атаковала крупный английский танкер «Капулет» и повредила его торпедами. Однако, как далее отметил Топп в своём журнале боевых действий (ЖБД), на этом удача закончилась. Линза командирского перископа покрылась таким толстым слоем нефти, что пятно не исчезло даже после шести часов нахождения лодки в погружённом состоянии. Зенитный перископ Топп не мог использовать из-за волнения на море. Любопытно, что рядом с торпедированным танкером была замечена мина, и англичане даже решили, что он подорвался, а не был торпедирован. Но вскоре стало ясно, что конвой атакуют подлодки.
На U 96 слышали, как торпеды U 552 поразили танкер. После этого Леман начал манёвр обгона конвоя для того, чтобы затем атаковать его под перископом. В 18:25 U 96 погрузилась для атаки. В перископ её командир видел группу крупных танкеров в сопровождении корветов, а во второй левой колонне ордера шли средние и малые грузовые суда. Хотя позиция была благоприятна для нападения на последние, Леман-Вилленброк решил всё-таки атаковать танкеры. К сожалению, в его ЖБД отсутствует фрагмент, описывающий предзалповое маневрирование лодки, которое длилось час. Судя по всему, оно оказалось не слишком удачным, так как U 96 пришлось атаковать с дальней дистанции.
В 19:25–19:26 «семёрка» выпустила три торпеды по трём целям, которые Леман оценил как танкеры в 10 000, 8000 и 6000 брт. Все три выстрела оказались точными: выпущенные «угри» поразили норвежский танкер «Каледония» (9892 брт), английские танкер «Ойлфилд» (8516 брт) и пароход «Порт Харди» (8897 брт). Любопытно, что последнее судно могло быть торпедировано случайно, о чём говорит дальность и время хода торпед. Попавшие в танкеры «угри» взорвались через 3 минуты 50 секунд и 4 минуты 44 секунды, пройдя 3280 м и 4042 м соответственно. Поразившая «Порт Харди» торпеда взорвалась спустя 5 минут 58 секунд, пройдя 5082 м. Можно предположить, что она прошла мимо назначенной ей цели, но затем на пути ей встретился борт парохода. Как бы то ни было, эта атака претендует на уникальность, так как случаи поражения трёх целей разом на таком расстоянии были очень редкими.
Сразу после атаки Старик погрузился на 70 м, уклоняясь от двух шедших прямо на него корветов. Англичане сбросили 37 глубинных бомб, и некоторые из них взорвались неподалёку от лодки. Однако Леману удалось уйти от погони после почти двухчасового преследования. В 21:45 U 96 всплыла под перископ, и её командир увидел три горящих судна, которые он счёл танкерами. В 23:39, после перезарядки торпедных аппаратов, лодка появилась на поверхности. Её командир решил преследовать конвой дальше, хотя никаких донесений с других лодок о контакте с НХ-121 не было.
Тем временем Дёниц, не зная об успехе U 96, предположил, что конвой ускользнул от «волчьей стаи» и продолжил движение на восток. Командующий приказал лодкам сформировать завесу между банкой Роколл и Фарерскими островами, но попытка перехватить там НХ-121 оказалась неудачной. U 96 получила приказ штаба патрулировать район западнее Роколл. По пути на новую позицию она встретилась с U 95 Шрайбера, и тот подтвердил, что видел, как сгорели два танкера после их атаки Леман-Вилленброком.
В погоне за конвоями
Потерпев неудачу с НХ-121, Дёниц продолжил перегруппировку своих немногочисленных сил в Атлантике. 1 мая он приказал лодкам сформировать завесу южнее Исландии и включил в неё U 96. Основанием для такого решения стало сообщение «Кондора» о конвое южнее Фарерских островов, шедшем на запад. Вскоре лётчики потеряли с ним контакт, и командующий признал дальнейшую операцию против него бессмысленной. После этого Дёниц разместил свои лодки в линию южнее Исландии между квадратами AL 15–36 в надежде на новые контакты с другими конвоями. Теперь U 96 должна была патрулировать квадрат AL 36 северо-западнее Роколл.
Перед тем как сменить позицию, Леман попытался преследовать и атаковать одиночное судно. Вечером 1 мая верхняя вахта заметила большой пароход, который командир оценил в 10 000–12 000 брт. Несмотря на большое расстояние и высокую скорость цели, лодка всё же погрузилась для атаки. В 21:59 U 96 произвела трёхторпедный залп с дистанции 3000 м, но промахнулась: «угри» прошли перед целью, которая перед залпом снизила скорость. Тогда субмарина всплыла, намереваясь преследовать пароход в надводном положении, но он скоро скрылся из виду.
Единственной добычей U 96 в первые майские дни стал выловленный из воды спасательный круг китобойной плавбазы «Терье Викен», потопленной Кречмером и Прином двумя месяцами ранее. Однако вечером 4 мая у Лемана снова появился шанс отличиться: он встретился с новым конвоем.
Установив контакт с противником, U 96 сразу доложила об этом в штаб. Получив разрешение командующего на атаку без ожидания других лодок, Леман-Вилленброк начал действовать. После полуночи 5 мая он обогнал конвой и занял позицию перед ним. Леман считал, что тёмная ночь благоприятствует нападению. Однако атака сорвалась, потому что противник вовремя изменил курс, и немцы потеряли его из виду. Найти его снова U 96 не смогла, так как дальнейший поиск ей мешали вести английские корабли и самолёты ПЛО, сосредоточенные в этом районе. В итоге Леман махнул рукой на упущенный конвой, сочтя «охоту» в таких условиях безнадёжным делом.
На новой позиции U 96 важных целей не видела: вместо конвоев и одиночных судов она встречала только противолодочные корабли и самолёты. Лишь в полдень 11 мая пришло сообщение штаба об обнаружении «Кондором» конвоя южнее Исландии. Леман находился не слишком далеко от указанного места, поэтому он решил идти на перехват противника. Прибыв в нужную точку к 15:00, лодка никого там не обнаружила.
Следующая неделя запомнилась экипажу U 96 лишь нападением на лодку английских самолётов и кораблей утром 14 мая. В тот же день Леман решил сместиться южнее банки Роккол, где в последнее время было отмечено нахождение нескольких конвоев. Однако и там море было пустым. Вечером 17 мая командир U 96 отметил в ЖБД, что запас топлива на исходе и его возвращение на базу — вопрос ближайшего времени. Однако прежде чем завершить поход, Леман хотел попытать счастья в районе Северного канала. Это его решение удачно совпало с радиограммой штаба, полученной в полдень 18 мая. В ней Дёниц сообщал, что западнее Ирландии, в квадрате АМ 48, замечен конвой, к нападению на который привлекалась U 96.
Леман-Вилленброк немедленно взял курс на указанный район. По его расчётам, перехват противника должен был состояться около полуночи. «Рандеву» с конвоем произошло в 03:12 19 мая:
«Вижу конвой курсом 270°. Я впереди него и нахожусь в выгодной позиции для атаки. Конвой небольшой, только несколько крупных судов, среди которых несколько танкеров на приличном расстоянии друг от друга. Охраняется эсминцами».
Это был конвой HG-61, следовавший из Гибралтара в Великобританию. В 03:24 Леман проник внутрь его ордера в надводном положении и выбрал для атаки самый большой танкер, который немцы оценили в 9000 брт. Лодка дала залп двумя торпедами, стреляя практически в упор с 300 м. Цель была поражена и затонула. Однако другой пароход, проходивший за кормой лодки, заметил её на поверхности и из пулемёта обстрелял рубку трассирующими пулями. Затем появился эсминец, загнавший U 96 под воду. К удивлению подводников, противник не сбросил глубинные бомбы.
В 04:50 лодка всплыла и заметила эсминец в месте потопления судна. Преследовать конвой она не стала, так как тот уже вошёл в район мелководья, да и топлива у «семёрки» оставалось немного. Леман-Вилленброк дал в штаб радиограмму:
«Возвращаюсь на базу. Из конвоя один английский танкер 9000 брт. Из конвоя Мёле (имеется в виду конвой НХ-121, обнаруженный U 123 — прим. авт.) 3 танкера 24 000 брт. Квадрат АМ 54».
На обратную дорогу у U 96 ушло почти трое суток. Днём 22 мая лодка встретилась с эскортом, сопроводившим её в гавань Сен-Назера.
Итоги четвёртого похода
Вернувшись на базу, Леман-Вилленброк подвёл итог похода:
«Лодка находилась в море 41 день. Было пройдено 6198,2 морских мили в надводном положении и 237,6 морских мили под водой.
Время движения полным ходом 3 часа 28 минут.
Расходы составили: 123,4 кубометра соляра, 1095 кг смазочного масла и 3245 литров пресной воды.
Выпущено 8 торпед (7 G7e, 1 G7a), все выстрелы атакующие и фактически совершены: трёхторпедный залп по 3 целям = 3 попадания, 1 двухторпедный залп = 2 попадания, 1 трёхторпедный залп = промах.
Потоплены 4 танкера, предполагаемый размер: 10000, 8000, 6000 и 9000 = 33000 брт».
Командующий подлодками остался доволен результатом. Он дал действиям Лемана положительную оценку и засчитал ему заявленный тоннаж. Таким образом, теперь заявленный успех четырёх походов U 96 равнялся 158 850 брт. Реальный же был несколько меньше — 141 709 брт.
В четвёртом походе Старик допустил погрешности в заявках — как в сторону увеличения, так и уменьшения тоннажа целей. Например, последнее потопленное им судно — небольшой английский пароход «Эмпайр Райдж» (2922 брт) из ордера HG-61 — он принял за танкер в 9000 брт. С другой стороны, заявив потопление трёх танкеров из НХ-121, Леман оценил их суммарно лишь в 24 000 брт, тогда как в реальности потери конвоя в тоннаже оказались выше — 27 305 брт. Поэтому оверклейм результата четвертого похода U 96 оказался небольшим: 33 000 брт заявленных успехов против 30 227 брт реальных.
Отметим, что четвёртый поход Старика не лишён загадок. Одной из них стало авторство потопления парохода «Порт Харди» 28 апреля. Как упоминалось, он мог быть случайным успехом Леман-Вилленброка, то есть результатом его промаха по изначальной цели. Однако конвой могла атаковать не только U 96, но и U 65. Последняя считается погибшей в тот день, и победу над ней сейчас отдают одному из кораблей охранения НХ-121 — английскому эсминцу «Дуглас». Немецкий профессор Ю. Ровер считал, что U 65 не могла претендовать на торпедирование «Порта Харди», так как была потоплена ранее. С другой стороны, лодка погибла со всем экипажем, было выдвинуто несколько версий касательно времени её гибели, и потому имеется некоторый шанс, что на торпедирование «Порта Харди» может претендовать и она.
В завершение рассказа о четвёртом походе U 96 вернёмся к вопросу, как изменились действия командира лодки после награждения Рыцарским крестом. Прежде всего отметим, что изменились сами условия подводной войны: англичане сделали выводы из потерь осени 1940 — зимы 1941 годов и усилили противолодочную оборону в ключевых узлах своего судоходства. Командиру подлодки приходилось использовать все возможности для достижения результата, тогда как его противник старался делать всё, чтобы помешать ему. ЖБД U 96 сообщает, что у Леман-Вилленброка было лишь несколько шансов на успешную атаку: из четырёх контактов с конвоями он смог реализовать их дважды.
Похоже, Старику впервые пришлось действовать в таких непростых условиях, когда в море одиночные суда стали редкостью, а конвои так хорошо охранялись, что даже их преследование было сопряжено с большими трудностями. Командир U 96 смог показать результат даже с учётом технических неисправностей его корабля. Этот факт говорит о том, что его профессионализм рос вместе с накоплением боевого опыта. Можно предположить, что в то время Леман-Вилленброк мог даже лелеять надежду увеличить в скором времени свой счёт до 200 000 брт и получить за них Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Но даже если такие надежды у него и были, то у судьбы имелись свои планы. Впереди U 96 и её экипаж ждали трудные времени — впрочем, как и всех подводников кригсмарине.
Автор выражает признательность Дмитрию Пескину за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Braeuer, L. U-Boote: Heinrich Lehmann-Willenbrock et le U-96, la vraie histoire du «Bateau» / L. Braeuer. — Paris: Zephyr BD, 2015.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis, 1999.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.