Казалось бы, уничтожение двух вспомогательных крейсеров Отто Кречмером в ноябре 1940 года должно было заставить британское Адмиралтейство задуматься об угрозе, которую несли подлодки таким кораблям. Однако в своём следующем походе U 99 вновь отличилась, отправив на дно уже третий вспомогательный крейсер. Этот — и не только этот — успех Молчаливого Отто в декабре 1940 года прочно закрепил за ним славу самого результативного подводника кригсмарине.
Дубовые листья и несправный перископ
Потопление в начале ноября 1940 года крейсеров «Лаурентик» и «Патроклус», а также двух торговых судов позволило командующему подводными силами кригсмарине Карлу Дёницу считать, что Отто Кречмер преодолел рубеж в 200 000 брт. Вернувшуюся 8 ноября в Лориан U 99 ждала торжественная встреча: её командир стал вторым подводником в кригсмарине, награждённым Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту. После похода «семёрку» ожидал ремонт в доке верфи, её экипаж отправился в отпуск, а командиру предстоял полёт в Берлин.
В своей книге Теренс Робертсон отмечает, что Кречмер прибыл в столицу утром 12 ноября. В полдень его в рейхсканцелярии принял Гитлер и вручил Дубовые листья. Пробыв в Берлине четыре дня, Молчаливый Отто вернулся в Лориан, где якобы заключил с Гюнтером Прином и Йоахимом Шепке пари по поводу того, кто из них троих первым потопит ещё 50 000 брт. Об этой истории читатель может узнать из книги того же Робертсона. Увы, но это не более, чем красивая легенда — на тот момент ни Прина, ни Шепке в Лориане не было. Пока Кречмер находился на французской базе, оба аса действовали в море.
27 ноября для экипажа U 99 настало время снова идти в поход. В 16:00 «семёрка» покинула базу в сопровождении тральщиков, которые затем передали её двум сторожевикам, и те «проводили» лодку до точки расставания с эскортом. В 18:26 Кречмер погрузился и двигался под водой до наступления темноты. В 20:41 U 99 всплыла и продолжила путь в надводном положении, взяв курс на банку Роколл — район своего будущего действия.
Первые трое суток плавания прошли без каких-либо происшествий. Субмарина вышла из Бискайского залива и начала огибать Ирландию с запада. Утром 30 ноября радист U 99 принял радиограмму из штаба подводных сил:
«Занять линию восток-запад на стыке квадратов АМ 44 и 47 (южнее Роколл — прим. авт.), сфокусироваться на последнем (квадрате — прим. авт.)».
Выполняя приказ, Кречмер повёл лодку на указанную позицию и прибыл туда после полуночи 1 декабря. Спустя несколько часов верхняя вахта заметила вдалеке вспышки орудийных залпов — стрельба велась осветительными снарядами. В 05:07 «семёрка» погрузилась, чтобы прослушать горизонт в надежде обнаружить шумы конвоя. Пробыв под водой полчаса, она всплыла, потому что акустик засёк сначала подводный взрыв, а затем шум винтов одного корабля, который принял за подлодку. Вскоре в поле зрения верхней вахты появилось горящее судно. Тогда Кречмер решил уйти с этого места, чтобы не мешать работать кому-то из своих коллег.
Сложно понять, кого слышали и видели на U 99 тем ранним утром. Как показывает послевоенный анализ атак судов и конвоев подлодками в Атлантике, в те часы не было зафиксировано ни одного удачного нападения немецкой субмарины на торговое судоходство. Можно предположить, что Кречмер видел горящий британский танкер «Чарльз Ф. Мейер»: из-за проблем с двигательной установкой судно отстало от конвоя НХ-87 и 27 ноября было атаковано и повреждено неизвестной подлодкой, которой считается пропавшая без вести U 104. Однако эта версия может быть и ошибочной.
Уйдя на восток, Кречмер столкнулся с английскими самолётами и военными кораблями, от которых ему пришлось уклоняться погружением. Когда U 99 находилась под водой, выяснилась одна неприятная деталь: рубочный перископ было невозможно использовать из-за протечки его шахты. Теперь Кречмер мог атаковать только из надводного положения, что логически предполагало лишь ночные действия.
В 19:21 U 99 приняла радиограмму от U 101, которая сообщала о конвое в квадрате AL 5883 (юго-западнее Роколл). Это был HX-90, следовавший из Галифакса в Ливерпуль. Кречмер немедленно повёл лодку в направлении конвоя, чтобы установить с ним контакт. Он ещё не знал, что судьба готовит ему рандеву с уже знакомым противником —вспомогательным крейсером.
Гибель гиганта
В ночь на 2 декабря погода окончательно испортилась. Из-за волнения на море U 99 не могла стабильно поддерживать высокую скорость при движении на поверхности. На лодку накатывали большие волны, но вода внутрь рубки не поступала, так как рубочный люк захлопнулся сам по себе. Верхней вахте пришлось пристегнуться цепочками к ограждению мостика, чтобы не оказаться за бортом. Кречмер вынуждено снизил ход до малого, не желая понапрасну тратить горючее в борьбе с бушующим морем.
В 05:14 сигнальщики заметили тень огромного судна. При сближении оказалось, что это пассажирский лайнер с двумя трубами. Вспомогательный крейсер! Кречмер немедленно начал манёвр для выхода в атаку на столь лакомую цель. Но всё оказалось не так просто: спустя полчаса показался эсминец, шедший на высокой скорости прямо на U 99. Из-за этого лодке пришлось стрелять по лайнеру с дальней дистанции. В 05:46 она произвела выстрел одной торпедой с 3600 м и сразу погрузилась, уклоняясь от эсминца.
Любопытно, что Кречмер не рассчитывал поразить цель одной торпедой с такого расстояния при таких условиях для стрельбы. Когда через три минуты после выстрела раздался взрыв, он отметил в журнале боевых действий (ЖБД):
«Детонация торпеды через 2 минуты 50 секунд, видимо попадание. Вспомогательный крейсер уже не слышно».
Каково же было удивление подводного аса, когда он увидел, что цель поражена:
«06:12. Всплыл. Вспомогательный крейсер стоит в огромном нефтяном пятне, так что попали».
Тем временем «волчья стая» уже взяла в оборот НХ-90, о чём свидетельствовали раздававшиеся неподалёку взрывы. Однако Кречмер решил не подключаться к атаке конвоя, пока не пустит на дно повреждённого гиганта. В 06:39 U 99 выпустила ещё одну торпеду с 930 м и поразила лайнер в середину корпуса. Никакого эффекта от взрыва не было: вспомогательный крейсер держался на плаву, ведя стрельбу осветительными снарядами и запуская красные сигнальные ракеты. Третья торпеда в 06:43 угодила под кормовую трубу. И снова безрезультатно. Так как крейсер даже не спустил шлюпки на воду, Кречмер решил, что корабль обладает хорошей плавучестью и его потопление потребует значительного расхода торпед:
«06:50. 4-я торпеда во вспомогательный крейсер. Дальность = 1060 метров. Попадание в район на треть длины судна от кормы. Корабль садится кормой в воду.
06:57. 5-я торпеда во вспомогательный крейсер. Дальность = 1140 метров. Попадание в корму. Корма оторвана, когда тонет, слышны разрывы глубинных бомб, затем тонет и передняя часть судна.
07:04. Квадрат AL 6581. Британский вспомогательный крейсер
«Каледония» 17 046 брт.«Форфар» 16418 брт (тип Монтклэйр) (последняя запись сделана рукой — прим. авт.).Судя по всему, вспомогательный крейсер затонул вместе с большей частью экипажа. Он типа «Дачес оф Этолл», Канадиан Пасифик».
Отметим, что изначально Кречмер неверно определил тип корабля, поcчитав, что потопил лайнер типа «Дачес оф Этолл». Позже он решил, что это была «Каледония», о чём свидетельствует первое название крейсера в ЖБД. И лишь уже после прихода U 99 на базу стало известно, что она потопила «Форфар». Тогда Кречмер внёс рукописную правку в ЖБД, зачеркнув «Каледонию» и вписав правильное название и тоннаж своей жертвы.
Всё это свидетельствует о любопытном казусе. Дело в том, что лайнер «Каледония» был в начале войны превращён во вспомогательный крейсер и переименован в «Скотстаун». Этот корабль погиб в июне 1940 года, торпедированный U 25. Однако, судя по всему, эта информация в справочнике торговых флотов, которым пользовались немецкие подводники для опознания целей, не обновилась. Таким образом, неактуальность сведений вела к заведомому оверклейму не по вине командиров подлодок.
Почему погиб «Форфар»
Теперь обратимся к вопросу, почему же «Форфар» пал жертвой атаки Кречмера — ведь после недавней гибели «Лаурентика» и «Патроклуса» британское Адмиралтейство должно было серьёзно озаботиться угрозой нападения немецких подлодок на свои вспомогательные крейсера. Оказалось, что в этот раз вина за гибель корабля лежала на совести не только его командира, но и начальства повыше.
«Форфар» вышел в море из Клайда в полдень 30 ноября 1940 года в сопровождении эсминца «Сен-Лоран». В его задачу входило встретить в Атлантике конвой SC-14 и довести его до Ливерпуля — в то время Адмиралтейство опасалось нападения на конвои со стороны немецких надводных рейдеров. Линкоров типа «Ривендж» не хватало на прикрытие всех конвоев в Атлантике, поэтому задача была возложена и на вспомогательные крейсера. О том, что из этого вышло, повествует разведотдел Адмиралтейства:
«Форфар» в сопровождении «Сен-Лорана» держал курс 250° на скорости 14 узлов. В 23:00 1 декабря 1940 г. «Сен-Лоран» был отозван, получив приказ вернуться на базу. Вероятно, что в полночь «Форфар» изменил курс на 235°, получив сигнал Командующего Западными Подходами, приказывающий ему держаться южнее подводной лодки, замеченной на позиции 54°23' сев. шир., 20°11' вост. долг.
Около 3:00 2 декабря «Форфар» заметил подозрительный объект с правого борта, но не предпринял никаких действий по уклонению и продолжил движение зигзагом. 2 декабря в 03:50 на позиции 54°44' сев. шир., 10°30' вост. долг. «Форфар» был торпедирован с правого борта по миделю. В результате попадания торпеды было затоплено машинное отделение и случилось несколько возгораний, но судно, вероятно, осталось бы на плаву. Примерно через полчаса с него заметили осветительные снаряды, которыми стреляла атаковавшая «Дансли» (торговое судно — прим. авт.) подводная лодка (U 47 — прим. авт.). На «Форфаре» посчитали, что это стреляет «Сен-Лоран», и тоже открыли огонь осветительными снарядами и красными сигнальными ракетами Вери. Примерно в 4:40 «Форфар» получил попадание второй торпедой, на этот раз в левый борт, а ещё четыре минуты спустя — и третьей в то же место. «Форфар» начал тонуть, но около 4:50 получил ещё два торпедных попадания в левый борт. Вскоре после этого сдетонировал носовой погреб, и корабль затонул».
Судьбу вспомогательного крейсера определили два обстоятельства. Во-первых, отозвание эсминца дало подлодке шанс не только на торпедирование «Форфара», но и на последующее безнаказанное избиение корабля торпедами, которое продолжалось целый час. Возможно, лайнер уцелел бы после первого торпедного попадания, если бы «Сен-Лоран» оказался рядом — Кречмер мог атаковать только из надводного положения, а будучи загнанным под воду, он не смог бы продолжить нападение.
Во-вторых, в гибели корабля оказался повинен его командир — кэптен Харди. Получив предупреждение о нахождении рядом подлодки, он не принял мер по уклонению, когда ему доложили об обнаружении неизвестного объекта справа по борту. Харди не поверил докладу своего 2-го вахтенного офицера лейтенанта Антробуса, увидевшего «подозрительный объект, возможно субмарину». Командир не смог ничего разглядеть в темноте и счёл тревогу ложной, так как Антробус славился своей склонностью к переживаниям по пустякам. В результате Харди не приказал изменить курс, и это стоило жизни ему самому и ещё 175 морякам. Выжить удалось 159 членам экипажа «Форфара», которых спасли эсминцы и упомянутое судно «Дансли».
«Серый волк» продолжает охоту
Завершив избиение «Форфара», Кречмер решил перезарядить торпедные аппараты. На поверхности сделать это было невозможно, и он погрузился. В 08:52 2 декабря U 99 всплыла, чтобы начать поиск конвоя.
За прошедшую ночь НХ-90 изрядно потрепала «волчья стая»: коллеги Кречмера потопили шесть судов и ещё три повредили. Однако на этом злоключения конвоя не закончились. Хотя его защищала эскортная группа, следующая ночь тоже оказалась для моряков НХ-90 весьма нелёгкой.
В 10:14, после перезарядки торпед, Кречмер всплыл и поспешил покинуть район гибели «Форфара», чтобы скрыться от подошедших эсминцев. Подводный ас предположил, что сможет перехватить конвой к 18:00, если его ордер пойдёт по кратчайшему пути к Северному каналу. Следуя проложенным курсом, U 99 обнаружила одиночное судно — норвежский пароход «Самнангер» на 4276 брт, следовавший в один из африканских портов в балласте. Ранее он входил в ордер конвоя OB-251, но отстал и теперь следовал в одиночку.
Кречмер обогнал «норвежца» и ждал наступления темноты, чтобы напасть. В 20:20 лодка выпустила торпеду с 840 м и поразила ею судно. В своём ЖБД командир U 99 описал «Самнангер» как пароход в балласте с четырьмя шлюпками и орудием на корме. Дождавшись, когда норвежцы спустят шлюпки, немцы открыли огонь из орудия и всадили в правый борт парохода около 30 разрывных и зажигательных снарядов. От такого «коктейля» судно загорелось. Выяснив его название, Кречмер решил уйти, не дожидаясь, когда оно выгорит или затонет. Вероятно, так и произошло — «Самнангер» больше никто не видел, а его команда пропала без вести в океане.
Тем временем U 99 получила сообщение о контакте с НХ-90. «Семёрка» отстала от конвоя на 150 миль и догнать его могла лишь у входа в Северный канал. Действия для лодок там были небезопасны из-за минных полей. Кречмер понял, что конвой он упустил, и тогда подводник взял курс на север в поисках новых целей. Одну из них он обнаружил утром 3 декабря:
«Большое судно пеленг 280°, тип которого всё ещё нельзя распознать в темноте. Судно стоит на ровном киле без крена. При приближении это большой и уцелевший танкер, который оставлен экипажем. Шлюпок не видно. Это британский танкер «Конч» 8376 брт, по всей видимости принадлежал вчерашнему конвою, однако получил лишь незначительные повреждения и его всё ещё можно было легко отбуксировать».
Молчаливый Отто ошибся насчёт незначительных повреждений. Танкер действительно входил в состав НХ-90 и во время атаки «волчьей стаи» выдержал четыре торпедных попадания. Когда судно потеряло ход, экипаж покинул его и нашёл спасение на эсминце «Сен-Лоран». Как видим, U 99 досталась лёгкая цель. Лодка потопила «Конч» торпедой, так как волнение моря делало невозможным использование орудия.
В 14:30 Кречмер получил приказ следовать в квадрат АМ 49, к северо-западному побережью Ирландии. Однако вскоре Дёниц изменил направление его движения, переориентировав субмарину на юг, в квадрат AL 82. Командующий создавал новую завесу западнее Ирландии, зная от радиоразведки о двух конвоях: ОВ-252, который следовал на запад, и SC-13, который шёл на восток. Вскоре стало ясно, что последний сумел ускользнуть от формировавшейся «волчьей стаи». Дёниц надеялся, что подводники перехватят ОВ-252. Тщетно. Конвой дошёл до нужной точки и там распустился. «Серые волки» остались без добычи, если не считать три перехваченных судна из его ордера, совершавших уже одиночное плавание.
В бушующем океане
Утром 4 декабря погода в океане испортилась окончательно, и лодка не могла применить никакое оружие. Вскоре штаб прислал Кречмеру сообщение с приказом трижды в сутки сообщать сводку погоды. Из-за шторма делать было нечего, и Молчаливый Отто начал работать метеорологом. Бо́льшую часть времени он проводил под водой, слушая горизонт и всплывая лишь для вентиляции лодки. Вечером 5 декабря U 99 заметила большое судно, прошедшее мимо неё в 500 м. Кречмер решил его атаковать, хотя сила ветра достигала 11 балов. Разумеется, торпеда в цель не попала.
Шторм пошёл на спад лишь к утру 7 декабря. На удачу Кречмера, его сигнальщики заметили неизвестное судно. Молчаливый Отто хотел не откладывать атаку, но не тут-то было: перископ в рубке вышел из строя, а перископ центрального поста был бесполезен при таком волнении моря. Тогда «семёрка» всплыла, чтобы преследовать цель и напасть на неё с наступлением темноты. Но U 99 недолго удерживала с ней контакт. В 13:45 радист перехватил сигнал бедствия с греческого парохода «Агиа Эирини», сообщавшего, что его трюмы полны воды. Кречмер решил, что «грек» будет лёгкой добычей, и взял курс на указанные в радиограмме координаты.
По пути к терпящему бедствие судну U 99 встретила голландский пароход «Фармсум» (5237 брт), ранее входивший в ОВ-252 и теперь следовавший самостоятельно в Аргентину. В 22:39 «семёрка» произвела по нему торпедный выстрел с 550 м. Первый вахтофицер Баргстен целился в середину судна, однако торпеда сбилась с курса и попала в корму выше ватерлинии. Взрыв снёс кормовую надстройку вместе с орудием, но на его плавучесть это никак не повлияло.
Оказалось, что в этом безобразии с «угрём» был виноват Карл Дёниц, ещё утром приславший радиограмму с рекомендацией устанавливать глубину хода электроторпед на 2 м. Как свидетельствует ЖБД U 99, Кречмеру нововведение не понравилось:
«Из-за такой неглубокой установки торпеда несколько раз выскакивала на поверхность и в таком прыжке врезалась в борт судна (выше ватерлинии — прим авт.). Потеря скорости (торпеды — прим. авт.) была настолько велика, что попадание торпеды произошло в корму, несмотря на небольшую дистанцию выстрела и точное определение элементов движения цели».
Торпедированный пароход остановился и начал спускать шлюпки на воду, радируя своё название. Однако посадка в них шла слишком медленно, и, судя по всему, судно успела покинуть лишь часть экипажа. Кречмер не стал это выяснять. В 22:50 лодка снова дала залп электрическим «угрём»:
«Выстрел G7е с глубиной 2 метра, дистанция = 600 метрам. Торпеда не держала глубину и выскакивала на поверхность. Её след тянется до цели. Попадание в корму. Без особого эффекта. Попадание в корму сильно ниже ватерлинии. Особого эффекта нет».
Что произошло затем, неизвестно, так как в ЖБД U 99 нет никаких сведений о 50-минутном промежутке между вторым и третьим выстрелом. В 23:41 Кречмер выпустил ещё одну торпеду, плюнув на инструкцию Дёница и установив глубину хода торпеды на 3 м. Торпеда пошла как надо и попала туда, куда целились подводники. На этот раз взрыв имел эффект: судно опрокинулось и быстро затонуло. Кречмер отметил в ЖБД:
«После последнего опыта я считаю, что установка глубины 2 метра G7е при волнении моря неверна. Из-за непрерывного выскакивания на поверхность скорость и точность хода торпеды к цели сильно ухудшились».
Крах поиска
Отправив на дно «голландца», U 99 продолжила поиски тонущего «грека». В 02:30 8 декабря лодка пришла в точку, указанную в последнем сообщении судна, но его там не обнаружила. Радист лодки продолжил контролировать эфир. В 09:23 он перехватил сигнал «Агиа Эирини» о том, что пароход не смог приблизиться к суше из-за поломки руля. «Семёрка» взяла курс на новое место нахождения судна, опираясь на координаты из сообщения. «Грек» продолжал радировать запрос о помощи, а в полдень отправил следующую радиограмму:
«Адмиралтейству. Нет надежды достичь берега. Просим вашей немедленной помощи. Руль неисправен. Трюм затоплен. За три дня никто не оказал нам помощь. Положение 54°06' N 18°18' W. Капитан»
Поиски «грека» прервало появление большого лайнера, которого Кречмер принял за вспомогательный крейсер. Затем показались эсминцы, и лодка уклонилась от них погружением. Уже на глубине немцы выяснили, что под водой могут идти лишь на малой скорости из-за поломки одного из электромоторов. Это было очень некстати, так как эсминцы начали поиск «асдиками» и атаковали U 99 глубинными бомбами:
«16:52. Один эсминец накрыл лодку, удачно сбросив 10 глубинных бомб. Лодка не повреждена, за исключением индикаторов рулей глубины и датчиков на главном распределительном щите».
U 99 оторвалась от преследователей и всплыла в 20:31. Критически оценив свои шансы на продолжение похода с неисправным электромотором, Кречмер решил возвращаться во Францию. Дав рано утром 9 декабря Дёницу сигнал о возвращении, U 99 взяла курс на базу и пришла в Лориан 12 декабря.
Выводы
Выслушав доклад Кречмера о результатах похода, Дёниц оценил их на «отлично». Изначально подводный ас считал, что потопил четыре судна общим тоннажем 34 935 брт, включая лайнер «Каледония». Позже, скорректировав ошибку в опознании вспомогательного крейсера, Кречмер пришёл к выводу, что потопленный тоннаж снизился до 34 291 брт. Приплюсовав их к засчитанным по результатам прежних походов 217 198 брт, Молчаливый Отто решил, что пересёк планку в 250 00 брт. В реальности же к тому моменту его достижения равнялись 193 683 брт.
Любопытно, что в этом походе подводный ас сам не совершил ни одного торпедного выстрела. По введённым Дёницем правилам, в надводных атаках торпедной стрельбой всегда руководил первый вахтофицер. Таким образом, все залпы произвёл оберлейтенант цур зее Клаус Баргстен.
Отметим, что в этом походе командиру U 99 так и не удалось атаковать ни один конвой. Он не смог подключиться к нападению на НХ-90, потому что сначала топил «Форфар», а затем при его преследовании отвлекался на атаки одиночных судов. Действовать более успешно помешали неисправность перископа и плохая погода. Впрочем, уничтожение вспомогательного крейсера нивелировало неучастие U 99 в атаке НХ-90. Фактически Кречмер за два последних похода достиг небывалого успеха, отправив на дно три лайнера, превращённых Адмиралтейством в военные корабли.
Автор выражает признательность Е. Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House. 1996.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Morgan D., Taylor B. U-boat attack logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945. — Seaforth Publishing , 2011.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis, 1999.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дёниц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / Пер. с нем. — М., 1964.
- Робертсон Т. Подводный ас Третьего рейха. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- https://www.warsailors.com/
- http://www.convoyweb.org.uk/
Комментарии к данной статье отключены.