Знаменитый тяжелый танк Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E стал одним из символов немецкой военной мощи. Германия в годы Второй мировой войны оказалась одной из немногих стран, наряду с СССР и Великобританией, которые не только запустили в серию тяжелые танки, но и массово применяли их в боевых действиях. Первые серийные «Тигры» были готовы в 1942 году, но их история началась за 5 лет до этого. Предшествовавшие ему немецкие тяжелые танки были значительно легче, да и ставившиеся перед ними задачи были слегка иными.
Танк прорыва по-немецки
Танки тяжелого класса в межвоенный период оказались в незавидной ситуации. Несмотря на то, что именно такие машины стали первыми танками, примененными на фронте, после окончания Первой мировой войны интерес к ним упал. Далеко не в последнюю очередь это связано с тем, что тяжелый танк – это очень дорогое удовольствие. Даже средние танки в то время строили далеко не все танкостроительные державы, а уж тяжелые боевые машины тем более. Лишь СССР в 30-е годы запустил в серию Т-35, да и их количество за все время производства не сильно перевалило за полсотни экземпляров.
Кроме того, согласно представлениям военных теоретиков 30-х годов предполагалось в первую очередь массированно использовать легкие машины и, в относительно небольшом количестве, – средние. Для тяжелых танков в подобной схеме места просто не было. Система танкового вооружения Вермахта, который был создан 16 марта 1935 года на базе Рейхсвера, мало отличалась от мировых тенденций. Основой стали легкие пулеметные танки La.S. (Pz.Kpfw.I), в дополнение к ним началась разработка La.S.100 (Pz.Kpfw.II), вооруженных 20-мм автоматическими пушками. Также были запущены программы разработки средних танков Z.W. (Pz.Kpfw.III) и B.W. (Pz.Kpfw.IV).
В целом немецкая концепция применения танков подразумевала использование весьма подвижных легких и средних боевых машин с противопульной броней. Тем не менее, осенью 1935 года впервые был поднят вопрос о разработке еще одного танка. Как ни парадоксально это прозвучит, но предназначался он для борьбы с тяжелыми танками. Таковые имелись у Франции – FCM 2C, которые являлись самыми тяжелыми и большими из серийных танков. Хотя по причине окончания Первой мировой войны число выпущенных машин этого типа составило всего 10 штук, роль «пугала» они играли исправно.
При этом немецкие военные на полном серьезе считали, что французы строят и более совершенные тяжелые танки. Наряду с FCM 2C немецкие источники указывали также на существование некоего FCM 3C. Судя по описанию, за эту машину они приняли FCM 2C bis, то есть переделанный FCM 2C со 155-мм гаубицей. Еще один, явно надуманный танк, немцы называли «Тяжелым танком D». Он появился в справочниках после того, как французы предложили уничтожить все танки боевой массой больше 92 тонн. В реальности такого танка на тот момент даже не проектировалось, что не помешало немцам составить его примерные ТТХ и даже включить в справочник «Taschenbuch der Tanks».
Верил в существование «тяжелого танка D» и генерал Курт Лизе, глава Управления вооружений сухопутных сил. 30 октября 1935 года он поднял вопрос о разработке танка среднего класса, который должен был получить 75-мм орудие с начальной скоростью снаряда не менее 650 м/с. Это позволило бы эффективно бороться с французскими тяжелыми танками, имевшими, по немецким данным, броню толщиной 50–55 мм. Правда, просуществовал этот проект совсем недолго. Расчеты показывали, что боевая масса такой машины составила бы не менее 30 тонн, при этом толщина брони не превышала 20 мм.
Вопрос боевой массы стоял весьма остро, поскольку отметка в 30 тонн жестко ограничивала возможность использования инженерного оборудования для переправ через реки. Хотя Лизе отклонил разработку такого танка, в октябре 1935 года 6-й отдел Департамента вооружений (Wa Prüf 6) обсудил с руководством фирмы Maybach перспективы создания двигателя мощностью 600–700 лошадиных сил. 28 декабря была утверждена работа по созданию мотора мощностью 600 лошадиных сил. В ходе обсуждения снова упоминался 30-тонный танк. Наличие такого двигателя позволило бы получить удельную мощность 20 л.с. на тонну, то есть 30-тонная машина получила бы подвижностью танков среднего класса. Среди тех, кто принимал участие в обсуждении перспективного танка, был и Генрих Книпкамп.
К вопросу создания танка 30-тонного класса 6-й отдел Департамента вооружений вернулся год спустя. 2 ноября 1936 года Krupp получил задание на разработку башни для такого танка. В качестве его вооружения предполагалось использовать пушку калибром 75 мм. Контракт на разработку шасси был заключен позже – в январе 1937 года, когда Книпкампа назначили ответственным за создание перспективных танков. В отличие от башни, разработку шасси военные доверили отнюдь не Krupp. Вместо ведущего немецкого разработчика и производителя танков, отличавшегося своенравностью, Книпкамп нашел другого подрядчика. Им оказался концерн Henschel und Sohn из Касселя.
Паровозостроительный гигант к тому моменту уже имел прямое отношение к танкостроению. Здесь выпускались Pz.Kpw.I Ausf.A, а позже началось производство Pz.Kpfw.I Ausf.B, причем каждый раз фирме Henschel доставались весьма большие объемы выпуска. Разумеется, концерн из Касселя, который был одним из спонсоров NSDAP (Национал-социалистической немецкой рабочей партии), хотел большего. После прихода нацистов к власти Henschel занялся проектированием и выпуском самолетов, самыми успешными из которых стали корректировщик Hs 126, а также штурмовики Hs 123 и Hs 129.
Роль простого сборщика танков Henschel также не устраивала. В 1936 году на предприятии было организовано конструкторское бюро по разработке танков. Его возглавил инженер Эрвин Адерс. До этого Адерс успел поработать на MAN и Daimler-Benz, занимаясь в основном автомобилестроением. Правда, обе эти компании занимались и танкостроением. Причем Daimler-Benz занималась этим напрямую, а в случае с MAN танками занималась подконтрольная этой компании фирма Gutehoffnungshütte, Aktienverein für Bergbau und Hüttenbetrieb (GHH) из Оберхаузена. В свою очередь, этой фирме была подконтрольна шведская Landsverk с Отто Меркером в роли главного конструктора. В результате наиболее удачные наработки Landsverk, включая торсионную подвеску (разработана она была Porsche K.G.), позже оказались и на немецких танках.
В отличие от весьма своенравного руководства танкового отдела Krupp, иногда вступавшего в прямую конфронтацию с Wa Prüf 6, за Адерсом такого не водилось. Первенство Книпкампа в качестве главного идеолога концепции нового танкового шасси признавалось им безоговорочно. В этом смысле можно говорить о том, что танки разработки Henschel отчасти являлись и разработкой 6-го отдела Департамента вооружений.
Первоначально проект танка 30-тонной весовой категории носил обозначение B.W. (verstärkt), то есть «усиленный танк поддержки». Само по себе название говорило о том, что концепция использования машины, которую теперь относили к тяжелому классу, изменилось. Вместо борьбы с тяжелыми французскими танками область применения сместилась к задачам, схожим с теми, которые возлагались на B.W. Об этом говорит и вооружение, которое предполагалось использовать – 7.5 cm Kw.K. L/24. Такая же пушка ставилась и на Pz.Kpfw.IV.
Индекс B.W. (verstärkt) просуществовал недолго: 12 марта проект переименовали в I.W. (Infanteriewagen, то есть «пехотный танк»). Это обозначение просуществовало всего полтора месяца: 28 апреля произошло переименование в D.W. (Durchbruchswagen, то есть «танк прорыва»). И вот это название полностью соответствовало разработанной концепции.
Поскольку Maybach к тому моменту так и не смог создать 600-сильный двигатель, выбор конструкторов остановился на 300-сильном Maybach 120 TR. С ним максимальная скорость боевой машины не должна была превышать 35 км/ч. С другой стороны, танк получил достойное для того времени бронирование – 50 мм по периметру.
С точки зрения компоновки D.W. не отличался от других немецких танков того времени. Трансмиссия, состоявшая из полуавтоматической коробки передач Maybach Variorex, механизма поворота Cletrac и планетарных бортовых передач, находилась спереди. Правда, теперь подбашенная коробка и шасси были единым целым, при этом сам корпус состоял из двух половинок. Это улучшило снарядостойкость, но заметно усложнило обслуживание трансмиссии.
Существенным изменениям подверглась и ходовая часть. Ее разработал непосредственно Книпкамп, эта конструкция воспроизводилась на целом ряде перспективных танков того периода. D.W. получил по 5 опорных катков на борт, имевших торсионную подвеску по типу той, что применялась на Landsverk L-60. Передний и задний опорный катки получили амортизаторы. Ведущие колеса и ленивцы, как и на полугусеничных тягачах разработки Книпкампа, были обрезинены. Очень похожими на траки полугусеничных тягачей получились и траки нового танка, имевшие резиновые подушки и смазываемые шарниры. Зачем такие траки, предназначенные для скоростных машин, конструкторы решили поставить на танк, который не должен был ехать быстрее 35 км/ч, непонятно. В целом же хорошо заметно, что Книпкамп старался максимально унифицировать D.W. с Z.W.38 (будущим Pz.Kpfw.III Ausf.E). Особенно это касается трансмиссии.
В середине 1937 года Henschel принял решение о постройке второго опытного образца. Поскольку технически машины отличались друг от друга, первую машину переименовали в D.W.1, а вторую назвали D.W.2. Ее корпус не разделялся на две детали, а ходовая часть и трансмиссия подверглись переделке. Во многом это было связано с тем, что испытания Z.W.38 показали противоречивые результаты. К тому же для танка с максимальной скоростью 35 км/ч некоторые технические решения выглядели явно излишними. Торсионные валы конструкторы переработали, шаг траков сократился с 300 до 260 мм, были переделаны ведущие колеса. Вместо трехрадиусного механизма поворота Cletrack установили многоступенчатый механизм поворота. Была упрощена и конструкция бортовых передач.
Согласно планам выпуска, датированным 1 октября 1937 года, Henschel строил D.W.1 и D.W.2 во второй половине 1938 года. Оба танка изготовили и испытали, правда, подробной информации по этому поводу нет. Можно с уверенностью говорить лишь о том, что испытания принесли большой объем пищи для размышлений. Судя по дальнейшему развитию событий, разработанная Книпкампом ходовая часть оказалась не совсем подходящей для танка подобной массы. Особенно это касается траков с резиновыми подушками. Похожие проблемы с траками отмечались и на Z.W.38.
Что же касается башни, то шасси D.W. ее так и не дождались. Контракт №106–8000/38 на изготовление башни из неброневой стали был подписан 24 июля 1938 года, а построили ее 26 мая 1939 года. К тому моменту программа разработки тяжелого танка несколько продвинулась в развитии, заодно изменились требования к башне.
Жертва ограничений по массе
Несмотря на некоторые проблемы, обнаруженные в ходе ходовых испытаний D.W., в целом концепцией танка немецкие военные остались довольны. 9 сентября 1938 года In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск) отдала распоряжение о продолжении работ. D.W. стали рассматривать если и не как однозначную замену Pz.Kpfw.IV, то уж точно как перспективную альтернативу ему. Вооружение танка оставалось тем же самым. Особо отмечалась необходимость придерживаться лимита по боевой массе – она не должна была превышать 30 тонн.
Первоначально проект продолжал обозначаться как D.W., но позже его переименовали в VK 30.01. В ноябре 1939 года оригинальный D.W. стал обозначаться как VK 30.01 alte Konstruktion (старой конструкции). При этом изредка и старая, и новая машина продолжали называться D.W. Общая компоновочная схема танка осталась неизменной, при этом инженеры Henschel и Книпкамп внесли в его конструкцию массу изменений. Конструкцию ходовой части сильно переделали. Ведущие колеса стали цельнометаллическими, появилась более привычная схема зацепления, но главное – изменилась схема размещения опорных катков. В значительной мере на это повлияла разработка легкого танка VK 6.01, он же Pz.Kpfw.I Ausf.C. Число опорных катков выросло до 7, при этом их разместили в шахматном порядке. Это увеличило площадь контакта и одновременно улучшило плавность хода, особенно на бездорожье. Первоначально диаметр катков составлял 500 мм, но 5 января 1940 года их увеличили до 700 мм.
Изменился и двигатель – теперь в танк устанавливался 300-сильный Maybach HL 116. Переделанная система охлаждения заставила конструкторов сделать характерные «уши» воздухозаборников по бортам корпуса. Коробка передач не изменилась, а вот механизм поворота стал другим – 3-радиусный Henschel L 320 C с гидравлическим приводом, по типу Z.W.38.
В работах над VK 30.01 концерн Krupp смог получить довольно крупную часть заказа. Именно в Эссене строились корпуса для нового танка. Достался Krupp и контракт на разработку и выпуск башен. В целом за основу была взята башня D.W., в которую внесли ряд изменений. Еще в ходе проектирования башни D.W. пришлось переделывать прицел, поскольку он оказался слишком коротким. Так появился прицел T.Z.F.9, позже установленный в VK 45.01. Кроме того, башню для VK 30.01 унифицировали с башней для сверхтяжелого танка S.W., он же VK 65.01. Отличались они только толщиной брони – у VK 65.01 она составляла 80 мм.
Согласно первоначальным планам, Krupp должен был выслать первый корпус VK 30.01 к 15 марта 1940 года, второй к 15 апреля, а третий к 15 мая. На практике ситуация развивалась иначе. Начавшаяся война потребовала перераспределения усилий на выпуск серийных танков, по этой причине произошла серьезная задержка. Тем не менее, в 1940 году все три корпуса попали на завод Henschel, где из них построили опытные шасси. 29 января 1940 года 6-й отдел Департамента вооружения заключил с Krupp контракт №106.3.3801/39 на выпуск восьми корпусов нулевой серии. Поставлялись они, согласно условиям контракта, в период с июля по октябрь 1941 года. В тот же день был подписан контракт №106.3.5910/39 на изготовление восьми башен силами дочернего предприятия Grusonwerk в Магдебурге. Их предполагалось поставить в период с октября 1941 по январь 1942 года.
В конструкцию VK 30.01 продолжали вноситься изменения, местами весьма существенные. Например, 21 июня 1940 года толщину днища увеличили до 25 мм. Различные изменения вносились вплоть до конца августа 1941 года. Одним из самых заметных стала замена коробки передач на механическую ZF SSG 77, такую же ставили на Pz.Kpfw.III начиная с модификации Ausf.H. Коробку было решено поменять 25 февраля 1941 года, а в августе появились еще два варианта замены – полуавтоматические SRG 32 8 128 и SMG 90.
Не менее существенно выглядят и попытки замены силовой установки на более мощные двигатели. В качестве первого альтернативного мотора предполагался 375-сильный Maybach HL 190, позже появился второй мотор – 400-сильный Maybach HL 150. В случае использования HL 150 удельная мощность танка, боевая масса которого составила 32 тонны, вырастала бы до вполне адекватных 12,5 л.с. на тонну. Для сравнения, удельная мощность среднего танка Pz.Kpfw.IV Ausf.E составляла 12,05 л.с. на тонну.
Кроме того, менялось и название машины. 31 октября 1940 года появилось обозначение Pz.Kpfw.VI (7.5 cm), при этом индексы D.W. и VK 30.01 продолжали использоваться в переписке. Позже, чтобы не путать с одноименным проектом Porsche K.G., второй индекс чуть изменили – на VK 30.01(H).
Весной 1941 года VK 30.01(H) был не единственным танком, который разрабатывался конструкторами Henschel. В июле 1940 года начались работы по сильно переработанному A.W., превратившемуся в гораздо более легкий танк VK 36.01. Кроме того, на совещании 25 мая 1941 года была запущена программа создания более тяжелого танка – VK 45.01(H). Тем не менее, это не означало остановку программы VK 30.01(H). 8 августа 1941 года Krupp передал на Henschel первый корпус для танка нулевой серии. Машины этой серии получили серийные номера 150411–150418. Последний корпус был отправлен в Кассель 30 ноября. Что же касается башен, то первые два комплекта ушли из Эссена в Магдебург 27 сентября.
К середине ноября первый танк с серийным номером 150411 проходил испытания на полигоне Henschel Зеннелагер под Падерборном. К тому моменту башня уже стояла на танке. Последний комплект листов для башен концерн Krupp сдал 21 января 1942 года.
К началу 1942 года стало ясно, что в крупную серию VK 30.01(H) не пойдет. Весной 1941 года развитие конструкции Pz.Kpfw.IV привело к тому, что по уровню защиты с лобовой проекции он сравнялся со своей потенциальной заменой. При этом боевая масса этого танка была почти на треть меньше, а подвижность – гораздо лучше. VK 30.01(H) не имел ресурса для развития, особенно это касается вооружения.
Еще в ходе боев во Франции стало ясно, что 7,5 cm Kw.K. L/24 слишком слаба для борьбы с танками, имеющими противоснарядную броню. 12 марта 1941 года появилась идея установить на Pz.Kpfw.IV 75-мм пушку с длиной ствола 33 калибра и начальной скоростью снаряда 580 м/с. В октябре появился проект более мощного орудия с длиной ствола 34,5 калибра, который позже реализовали в металле. Разумеется, возникла идея установить такое орудие и в башню VK 30.01(H). И здесь немецких военных ждало разочарование: выяснилось, что без серьезных переделок это сделать невозможно. Максимум, на что можно было рассчитывать, это установка 60-калиберной пушки Kw.K. 39. Не в последнюю очередь это стало результатом слишком плотной компоновки башни, не имевшей кормовой ниши.
Вторая попытка установить более мощное орудие была предпринята 3 декабря 1941 года. На сей раз в качестве вооружения предполагалось использовать 75-мм пушку Kw.K. L/43, позже принятую на вооружение как 7.5 cm Kw.K.40 L/43. 16 января 1942 года от Krupp пришел ответ, что теоретически орудие поставить можно, но при условии сильной переделки установки орудия и с учетом ряда ограничений для командира. Неудивительно, что 30 января 6-й отдел Департамента вооружений работы свернул. При этом Pz.Kpfw.IV установку более мощных орудий спокойно «пережил», равно как и еще большее усиление брони.
Эта история с VK 30.01(H) была совсем не случайной: похожие проблемы испытывало большинство немецких танков, разрабатывавшихся в военное время.
В тот же день, когда 6-й отдел Департамента вооружений свернул работы по усилению вооружения VK 30.01(H), была окончательно решена судьба машин нулевой серии. Число выпускаемых танков сократили до четырех, больше того, ни про какие боевые машины теперь речь уже не шла. Танки выпускались в качестве учебных, два шасси были изготовлены в марте 1942 года, еще два в октябре.
Что же касается башен, то их ждала совсем другая судьба. 1 ноября 1942 года впервые прозвучала мысль об использовании их на оборонительных сооружениях. В практическую стадию работы вошли в феврале 1944 года, когда 6 башен было решено использовать на береговых укреплениях Атлантического вала. Всего туда отправились четыре башни, и они поучаствовали в боях против союзных войск во время высадки в Нормандии, правда, без особого успеха. Еще две башни в начале марта 1945 года были установлены на Западном валу, в районе Влодроп на границе Германии и Нидерландов.
При переработке в башни для укреплений орудийная установка получала большой противовес. Стоит также отметить, что один танк с серийным номером 150411 был собран полностью, то есть с башней. Весной 1945 года он достался англичанам вместе с одним из опытных шасси, на котором испытывалось инженерное оборудование.
Крайне непростая судьба и печальный финал VK 30.01(H) во многом оказались результатом достаточно специфического технического задания. Требования по ограничению боевой массы и объема боевого отделения привели к созданию довольно странного танка, особенно в плане вооружения. Впрочем, немало вопросов возникает и к Krupp как к проектировщику башни. Конструкторы концерна разработали башню таким образом, что более мощное вооружение без серьезных переделок было просто невозможно установить. В дальнейшем эта проблема, как упоминалось выше, сопровождала подавляющее большинство немецких танков, созданных в период войны.
Еще одной проблемой стало то, что шасси VK 30.01(H) имело очень небольшой запас прочности, крайне болезненно реагируя на повышение боевой массы. Это в полной мере ощущалось в ходе эксплуатации самоходной установки Pz.Sfl.V, созданной в 1942 году на базе VK 30.01(H). Тем не менее, D.W. и VK 30.01(H) не оказались полным провалом. Эти машины стали базой для создания Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E, который вполне заслуженно считается одним из лучших танков Второй мировой войны.
Автор благодарит Хилари Луиса Дойла (Hilary L. Doyle) за предоставленные для статьи иллюстрации.
Источники и литература:
- Материалы BAMA (Bundesarchiv)
- Материалы NARA
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
- Überschwere Panzerprojekte: Konzepte und Entwürfe der Wehrmacht, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2016, ISBN 978–3613039254
Комментарии к данной статье отключены.