Венгерская кавалерия имела богатые традиции, уходившие корнями в военную историю средневековых мадьяр. Во время Первой мировой войны гусары активно участвовали в боевых действиях, осуществляя разведку, прикрывая фланги, преследуя отступающего противника. Однако Трианонский мирный договор, ограничивший численность венгерской армии, не пощадил и кавалерию.
Венгрии было разрешено иметь лишь четыре кавалерийских полка и полк конной артиллерии. Полки получили традиционные названия:
- 1-й гонведский гусарский полк «I. Ferenc József» («Франц Иосиф I»);
- 2-й гонведский гусарский полк «Árpád fejedelem» («Князь Арпад»);
- 3-й гонведский гусарский полк «Gróf Nádasdy Ferenc» («Граф Ференц Надаши»)
- 4-й гонведский гусарский полк «Gróf Hadik András» («Граф Андраш Хадик»)
- 1-й гонведский конно-артиллерийский полк «Bem József» («Юзеф Бем»).
В 1921 году в каждом гусарском батальоне имелось лишь две роты — линейная и пулемётная. Таким образом, в четырёх полках насчитывалось всего восемь линейных и восемь пулемётных рот. Конно-артиллерийский полк состоял из двух дивизионов 8-см (точнее, 76,5-мм) пушек 18М. Гусарские полки были сведены в две бригады, которые вместе с конно-артиллерийским полком образовывали кавалерийскую дивизию, являвшуюся лишь административным органом, а не тактическим элементом — соединение было лишено подразделений поддержки и обеспечения, а обучение проводилось лишь на уровне полков.
В начале 30-х годов кавалерия несколько усилилась — в батальоны добавили по второй линейной роте, а в гусарский полк ввели взвод связи и сапёрный взвод. Линейная рота в то время располагала четырьмя ручными пулемётами, а пулемётная — шестью станковыми «Шварцлозе» 7/31М.
Предвоенная реорганизация
В 1938 году кавалерийские бригады перешли на новые штаты, став полноценными тактическими соединениями. Помимо двух кавалерийских полков, каждая из них включала два велосипедных батальона, бронеразведывательный батальон, два артиллерийских дивизиона (конный с восемью пушками 18М и моторизованный с таким же количеством 105-мм гаубиц 37М) и зенитную батарею (шесть 40-мм «Бофорсов» 36М). Нумерация частей, входивших в состав каждой из бригад, приведена в таблице:
Бригада |
1-я (Ньиредьхаза) |
2-я (Кечкемет) |
---|---|---|
кавалерийские полки |
3-й, 4-й |
1-й, 2-й |
велосипедные батальоны |
13-й, 14-й |
15-й, 16-й |
бронеразведывательный батальон |
3-й |
4-й |
конный артдивизион |
1-й |
2-й |
моторизованный артдивизион |
3-й |
4-й |
Существенно изменилась и организация гусарского полка — теперь каждый из двух его батальонов состоял из трёх линейных рот. Кроме ручных пулемётов, линейные роты получили по одному 20-мм противотанковому ружью «Золотурн». Бывшие батальонные пулемётные роты были сведены в одну, полкового подчинения (12 пулемётов 07/31М). Кроме уже упоминавшихся взводов связи и сапёрного, в полку появились противотанковая рота и артиллерийская батарея. Противотанковая рота имела четыре 37-мм пушки 36М (немецкие 3,7 cm Pak) на конной тяге, а полковая артбатарея — четыре 75-мм пушки 15/31М (модернизированные горные орудия «Шкода»).
С 1940 года обе бригады входили в состав Подвижного корпуса. В соответствии с планом «Хуба II», принятым 30 мая 1941 года, подразделения кавалерийских бригад подверглись усилению. Теперь каждый кавалерийский батальон состоял из трёх линейных рот (12 ручных пулемётов и три ПТР в каждой) и одной пулемётной (12 станковых пулемётов и четыре 81-мм миномёта). Полковую пулемётную роту упразднили, но в составе полка появился взвод танкеток (пять единиц).
Велосипедный батальон включал три линейные роты (по 12 ручных пулемётов, два ПТР и два 50-мм миномёта), пулемётную роту (четыре станковых пулемёта и четыре 81-мм миномёта), артбатарею (четыре 105-мм гаубицы), взвод танкеток (пять единиц), противотанковый взвод (четыре 37-мм пушки), а также взводы связи и сапёрный взвод. Все подразделения велосипедного батальона (кроме линейных рот) были моторизованы.
Бронеразведывательный батальон состоял из четырёх рот: танковой (20 танков «Толди»), танкеток (20 единиц), бронеавтомобилей (12 машин, ещё два броневика имелось в штабе батальона) и моторизованной пехотной (12 ручных пулемётов, три ПТР, два 50-мм миномёта). Кроме того, батальон располагал моторизованными взводами: связи, сапёрным, противотанковым (четыре 37-мм пушки) и миномётным (четыре 81-мм миномёта).
Организация артиллерийских дивизионов и зенитной батареи изменений не претерпела. Помимо вышеуказанных частей, кавалерийская бригада имела в своём составе моторизованную инженерную роту, моторизованную мостовую колонну и роту регулирования движения. Весьма развитой была служба тыла, которая включала пять обозных колонн (три для доставки боеприпасов, одну — горючего и одну — продовольствия), моторизованную санитарную колонну, моторизованный полевой госпиталь, моторизованную ветеринарную роту, моторизованную хлебопекарскую роту, моторизованную ремонтную роту и моторизованную роту сапёрного имущества, а также собственную роту ПВО (десять зенитных пулемётов).
Как видно из этого перечня, значительное количество подразделений кавалерийской бригады имело в своих названиях прилагательное «моторизованный». Однако с моторизацией в тогдашней Венгрии было туго — автомобилей катастрофически не хватало. Это стало одной из причин того, что Подвижный корпус отправился на войну с СССР с одной лишь 1-й кавалерийской бригадой (2-я так и не достигла необходимых кондиций).
С учётом уроков кампании 1941 года были разработаны новые штаты кавалерийской бригады, которые ввели 17 февраля 1942 года (план «Хуба III»). Кавполки существенных изменений не претерпели — из них лишь изъяли взводы танкеток, а количество 37-мм противотанковых пушек увеличили до шести. Один из велосипедных батальонов реорганизовали в танковый в составе двух рот танкеток (по 27 единиц) и двух — лёгких танков «Толди» (по 11), а из оставшегося изъяли взвод танкеток. Гаубичную батарею, освободившуюся при реорганизации велосипедного батальона в танковый, передали в моторизованный артдивизион, ставший трёхбатарейным (в конном артдивизионе осталось две батареи). Бронеразведывательный батальон теперь включал две роты танкеток (по 23 единицы) и роту бронеавтомобилей (16 плюс одна в управлении батальона); моторизованная пехотная рота и отдельные взводы сохранили свою организацию. Зенитные, инженерные и тыловые подразделения не претерпели существенных изменений.
Новые штаты кавалерийской бригады были малореалистичными в плане комплектации бронетехникой: в начале 1942 года танкеток не хватило бы даже на одну бригаду, не говоря о двух. Не хватало и автотранспортных средств, в первую очередь направлявшихся в 1-ю танковую дивизию. В итоге кавалерийские бригады, не достигнув приемлемой степени боеготовности, в 1942 году избежали отправки на Восточный фронт и гибели в донских степях.
Кавалерийская дивизия
Осенью 1942 года венгерское командование начало широкомасштабную реорганизацию войск (план «Сабольч I»). Главной её целью являлось укрупнение соединений, призванное повысить их боевую устойчивость. Обе кавалерийские бригады были расформированы, исчез и 1-й гусарский полк (за его счёт доукомплектовали три остальных). Теперь 2-й, 3-й и 4-й гусарские полки входили в 1-ю кавалерийскую дивизию, официально созданную 1 октября 1942 года. Помимо них, соединение включало штаб артиллерии дивизии (1-й конный дивизион — три батареи пушек 18М и 3-й моторизованный — три батареи гаубиц 37М), 15-й велосипедный, 1-й танковый, 3-й бронеразведывательный батальоны, 55-й моторизованный зенитный дивизион, 4-ю моторизованную сапёрную роту, 1-ю роту связи и службы тыла. В штат подразделений ввели новые образцы вооружения (например, 75-мм противотанковые орудия Pak 40, 120-мм миномёты и средние танки «Туран»), наконец избавившись от танкеток.
Основу гусарского полка, как и ранее, составляли два батальона. Каждый из них включал три линейные роты (в каждой — девять ручных и два станковых пулемёта, два ПТР и два 50-мм миномёта) и тяжёлую роту (шесть станковых пулемётов, четыре 81-мм миномёта и три орудия Pak 40), а также взводы связи и сапёрный. Кроме того, полк располагал артбатареей (четыре пушки 15/31М), противотанковой ротой (шесть Pak 40) и миномётной ротой (четыре 120-мм миномёта, по другим данным — двенадцать 81-мм).
Велосипедный батальон состоял из двух велосипедных и одной мотоциклетной рот (вооружение всех трёх было аналогичным — двенадцать ручных пулемётов, два ПТР и два 50-мм миномёта), тяжёлой роты (шесть станковых пулемётов, четыре ПТР), взводов связи и сапёрного.
Танковый батальон включал три средние и тяжёлую роты. Все они комплектовались танками «Туран», но в средних имелись машины «Туран I» с 40-мм пушками, а в тяжёлой — «Туран II» с 75-мм орудиями. Бронеразведывательный батальон состоял из двух рот бронемашин (по 13), одной танковой (18 лёгких танков «Толди»), двух мотоциклетных и одной моторизованной пехотной. Кроме взводов связи и сапёрного, в его состав входила батарея ЗСУ «Нимрод» (четыре единицы). Зенитный дивизион включал две батареи 40-мм «Бофорсов» (по шесть) и одну — 8-см (фактически 75-мм) орудий 29М.
Согласно штатам, утверждённым 10 августа 1943 года, кавалерийская дивизия насчитывала 17 038 человек (в том числе 604 офицера), 12 690 лошадей, 665 велосипедов, 374 мотоцикла, 183 легковых и 700 грузовых автомобилей, 898 гужевых повозок. Стрелковое вооружение было представлено 13 000 винтовками, 1969 пистолетами-пулемётами, 240 ручными и 171 станковыми пулемётами, 3400 пистолетами. Парк бронетехники состоял из 67 средних танков «Туран» (56 с 40-мм и 11 с 75-мм пушками), 25 лёгких «Толди», 27 бронеавтомобилей «Чаба» и четырёх ЗСУ «Нимрод». Комплектация частей дивизии шла с трудом по всё тем же причинам — хронической нехватки бронетехники и автотранспортных средств. В итоге, например, 3-й бронеразведывательный батальон удалось укомплектовать лишь к началу 1944 года.
1-я кавалерийская дивизия в боях
Регент Хорти стремился сохранить наиболее боеспособные части для защиты территории страны, но под давлением немцев был вынужден отправлять всё новые и новые соединения на Восточный фронт. Весной 1944 года пришла очередь и 1-й кавалерийской дивизии, которой с момента формирования командовал генерал-майор Антал Ваттай. 25 апреля она была приведена в боевую готовность и после интенсивного курса тренировок в середине июня отправлена на фронт в Белоруссию. В момент отправки дивизия располагала 84 танками (62 «Туран I» и 22 «Туран II»), 23 бронеавтомобилями «Чаба» и семью ЗСУ «Нимрод». Артиллерийская составляющая также была усилена — теперь дивизия располагала тремя дивизионами 105-мм гаубиц (одним моторизованным и двумя на конной тяге).
Предполагалось, что кавалерийская дивизия усилит левый фланг венгерской 1-й армии, но немецкое командование бросило её на борьбу с партизанами в Припятских болотах. Административно 1-ю кавдивизию подчинили венгерскому 2-му резервному корпусу (объединявшему оккупационные части), но в оперативном отношении она взаимодействовала с немецким 1-м кавалерийским корпусом.
Едва гусары успели приступить к выполнению задач по охране железнодорожных коммуникаций, как им пришлось выдвигаться на фронт — 23 июня началась операция «Багратион», и немецкое командование изыскивало любые резервы, чтобы закрыть прорехи в линии фронта. Свежая венгерская дивизия, пусть и со слабой артиллерией, но располагавшая весьма значительным по меркам середины 1944 года танковым парком, пришлась весьма кстати и получила приказ выдвигаться к Слуцку.
Проделав 150-километровый марш, кавалеристы узнали, что 30 июня Слуцк заняли советские войска. 3 июля гусары вошли в соприкосновение с советскими танковыми частями, понеся первые потери. В их числе был заместитель командира дивизии генерал-майор Иштван Макай, чей автомобиль подорвался на мине (Макай стал самым высокопоставленным венгерским офицером, погибшим в бою во время Второй мировой войны).
2 июля дивизия выделила из своего состава боевую группу «Шелль» (командир — полковник Золтан Шелль), сменившую на позициях у Тимковичей остатки немецкой 4-й танковой дивизии. В состав группы вошли полтора гусарских полка, тяжёлая танковая рота, два артдивизиона, зенитная батарея, взвод бронеавтомобилей, а также приданная немецкая противотанковая рота. Остальные силы дивизии остались в резерве в районе Клецка.
3 июля боевая группа «Шелль» попыталась контратаковать, но наткнулась на встречный удар советских танкистов. Положение удалось спасти благодаря удачным действиям тяжёлой танковой роты под командованием капитана Аттилы Реёка. Её экипажи без потерь со своей стороны уничтожили несколько советских танков. Этот бой стал лишь первым предвестником испытаний, которые предстояли дивизии в ближайшие недели.
Уже 4 июля основные силы дивизии были практически окружены у Клецка. Прорвать кольцо удалось благодаря всё той же тяжёлой танковой роте, тесно взаимодействовавшей с «фаустпатронщиками». В ходе прорыва было уничтожено два танка «Туран II», а капитан Реёк получил тяжёлое ранение, потеряв руку. Тем не менее дивизия сумела отойти за реку Щара. Едва кавалеристы успели укрепиться у Мишанки, как 7 июля вынуждены были вновь отходить из-за угрозы охвата обоих флангов. Следующая попытка задержать советские войска была предпринята у Ивацевичей, но 11 июля гусар выбили и с этой позиции, вынудив отступить к Берёзе-Картузской и Сельцу. Два дня спустя тяжёлый бой пришлось выдержать 3-му гусарскому полку, совместно с немецким 102-м пехотным полком оборонявшемуся у Малеча (юго-западнее Берёзы-Картузской). На выручку пришёл 15-й велосипедный батальон, бросившийся в контратаку и в рукопашной схватке сумевший остановить наступавших.
За перечнем населённых пунктов, через которые пришлось отступать венгерским кавалеристам, кроются их огромные потери. К 15 июля из всей бронетехники 1-й кавалерийской дивизии уцелело лишь шесть бронемашин «Чаба». Выжившие танковые экипажи свели в две пехотные роты. Большинство гусар лишились своих коней — по сути, дивизия превратилась из кавалерийской в пехотную. В качестве частичной компенсации потерь в бронетехнике дивизии придали немецкую танкоистребительную роту, вооружённую «Хетцерами».
До 2 августа дивизия находилась на фронте, после чего была выведена на отдых и переформирование в район северо-западнее Варшавы. Немецкое командование попыталось бросить кавалеристов на подавление Варшавского восстания, но генерал-майор Михал Ибраньи, командовавший дивизией с 18 июля, смог отказаться от этой задачи, сославшись на давние симпатии между венграми и поляками. 20 августа слегка «подлатанную» дивизию придали 4-му танковому корпусу СС, в составе которого она обороняла подступы к Варшаве. 23 сентября остатки 1-й гусарской (такое наименование она носила с августа 1944 года) дивизии были отправлены в Венгрию.
На родине соединение пополнили личным составом и артиллерией, но компенсировать потери бронетехники было нечем, и танковый батальон 1-й гусарской дивизии расформировали. К октябрю 1944 года дивизия состояла из 2-го, 3-го и 4-го гусарских полков, 15-го велосипедного батальона, 3-го бронеразведывательного батальона, пяти артдивизионов (1-го, 7-го, 73-го, 82-го и 4-го моторизованного), 55-го зенитного дивизиона, 2-го инженерного батальона и 1-го батальона связи. В ноябре гусарская дивизия обороняла остров Чепель на Дунае (южнее Будапешта), а после падения венгерской столицы отступала на запад. В марте 1945 года 1-я гусарская дивизия сдалась в плен американцам на территории Австрии.
Общий опыт применения венгерских кавалерийских частей во время Второй мировой войны следует признать неоднозначным. С одной стороны, первые недели участия в войне против СССР подтвердили высокую подвижность кавалерии — в условиях бездорожья она порой опережала моторизованные части. С другой — более-менее интенсивное участие в боях моментально вело к большим потерям конского состава, и бравые гусары превращались в заурядных пехотинцев. Стоит принимать во внимание и морально-психологические аспекты — сильный корпоративный дух венгерской кавалерии, считавшейся армейской элитой. Попав в гусарский полк, новобранец быстро проникался боевым духом, что способствовало высокой стойкости кавалеристов на фронте и их готовности к самопожертвованию. Именно эти качества венгерской кавалерии отмечались немецким командованием во время боёв в Белоруссии и Польше.
Литература:
- Abbot P., Thomas N., Chappel M. Germany’s Eastern Front Allies 1941-45. – Vol. 1. – Oxford: Osprey Publ., 1982
- Mujzer P. Węgierska kawaleria w czasie II wojny światowej // Militaria. – 2017. – №3
- Thomas N., Szabo L. The Royal Hungarian Army in World War II. – Oxford: Osprey Publ., 2008
- Wawrzyński M. Węgierski I Korpus Szybki w operacji «Barbarossa» // Poligon. – 2011. – №2
Комментарии к данной статье отключены.