Путь к серийной боевой машине часто выглядит как череда созданий сразу нескольких опытных образцов. У немцев таким был путь к «Тигру» и «Пантере», и американский «Першинг» эволюционировал похожим образом. Советское танкостроение тоже знало подобные примеры, в частности, танки семейства КВ-13, которые не пошли в серию, но стали основой для создания ИС-2 — лучшего советского танка военного периода. Таким же промежуточным звеном оказался и Т-43. Эта интересная машина стала жертвой затянувшихся испытаний и резкого роста тактико-технических требований во второй половине 1943 года.
Башня побольше
С самого начала программа разработки Т-43 была весьма противоречивой. Отчасти это связано с тем, что в 1942-1943 годах требования ГБТУ КА к танкам неоднократно менялись. В какой-то момент Т-43, идеологически представлявший собой развитие программы Т-34М, превратился скорее в тяжёлый танк. По крайней мере, Т-34М 1942 года и КВ-13 создавались примерно по одному заданию: быстроходный тяжёлый танк с подвижностью и массой на уровне Т-34. Да и сам главный конструктор КБ завода №183 А.А. Морозов неоднократно сравнивал Т-34М разработки 1942 года и выросший из него Т-43 с быстроходным тяжёлым танком. Вместе с тем постепенно программа КВ-13 стала смещаться к подвижному танку, который по массе уже явно становился близок к тяжёлому классу. Что же касается Т-43, то его масса росла куда медленнее, оставаясь близкой к Т-34.
Дополнительную сложность создавало изменение ситуации с точки зрения производственных планов. Летом 1942 года Сталин поставил задачу максимально нарастить производство Т-34, даже путём снижения выпуска тяжёлых танков. В результате Т-34М разработки 1942 года так и не вышел из стадии макета, а выросший из него Т-43 не рассматривался как танк, который даже при запуске в серию тут же сменит «тридцатьчетвёрку». Кроме того, ещё на стадии разработки Т-43 КБ завода №183 столкнулось с тем, что некоторые из принципов проектирования машины вызвали неоднозначную реакцию в ГАБТУ КА. И если некоторые пункты (например, первый вариант командирской башенки) заводскому КБ всё же пришлось переделывать, то за часть унифицированных с Т-34 элементов Морозов встал горой. Одним из ключевых элементов стал башенный погон диаметром 1420 мм. Нередко пишется, что такой погон завод делать не мог, на самом же деле ситуация выглядела иначе. В теории на такой погон завод вполне мог перейти, но тогда требовалась переделка станочного оборудования. В таком случае требовалось время, а главное, Т-43 терял унификацию по башенным погонам и башням. Кроме того, рост погона башни Морозов напрямую связывал с ростом боевой массы, которая и так превысила 30 т.
Осенью 1942 года башенный погон удалось отстоять — в результате первый опытный Т-43, построенный в декабре 1942 года, имел погон диаметром 1420 мм. Благодаря переделке как самой башни, так и командирской башенки, условия работы командира улучшились. Тем не менее старший помощник начальника 6-го отдела БТУ ГБТУ КА инженер-майор П.К. Ворошилов подверг конструкцию башни и место командира обоснованной критике. Несмотря на все улучшения, размещение командира за орудием, как это было ещё на Т-34М зимой-весной 1941 года, имело ряд недостатков. Для попадания внутрь не через командирскую башенку, а из боевого отделения, требовалось произвести несколько операций, включая опускание гильзоулавливателя. Кроме того, имелись ограничения по росту командира. Одним словом, изменение расположения командирской башенки и увеличение диаметра башенного погона до 1600 мм стали одними из первоочередных требований при улучшении конструкции Т-43.
Работы по разработке модернизированного варианта Т-43 начались в апреле 1943 года. Они шли параллельно с различными опытными работами, связанными с Т-34. Несмотря на то что командирские башенки для Т-34, как и трёхместные башни, забраковали, работы продолжались. Они в том числе повлияли и на Т-43. Например, весной 1943 года испытывалось две опытные башенки с перископическими приборами Mk.IV (их скопировали с английского пехотного танка Mk.IV, то есть Churchill). В итоге для Т-34 к лету 1943 года утвердили командирскую башенку с двустворчатым люком. Что же касается Т-43, то для него утвердили конструкцию с одностворчатым люком, убрав при этом смотровые щели с бортов башенки.
Требование расширить погон и убрать командира из кормовой ниши привело к тому, что башню пришлось перепроектировать. Фактически это была новая башня, лишь напоминавшая предыдущую конструкцию. От старой башни взяли установку вооружения, которую пришлось несколько изменить. Ввиду того, что командир теперь размещался с левой стороны, установку вооружения пришлось сдвинуть немного вперёд и вправо. Вентиляцию башни перенесли в кормовую часть крыши, а наводчик лишился люка и теперь попадал внутрь через командирскую башенку. Поскольку башня стала больше, в ней появилось пространство для размещения боекомплекта. Укладки для патронов калибра 76 мм разместили на правой стенке башни и в кормовой нише. Таким образом, КБ завода №183 выполнило требование ГБТУ КА об увеличении боекомплекта.
Изменение башни и её погона повлияло и на конструкцию корпуса. Подбашенную коробку пришлось расширять до уровня боковых воздухозаборников. Ещё пара важных изменений произошла в носовой части корпуса (они также стали результатом требований ГБТУ КА). Во-первых, на место вернулась установка курсового пулемёта, размещавшаяся справа от механика-водителя (она имелась на Т-34М 1942 года, но при создании Т-43 пулемёт убрали). Вторым изменением стало появление люка механика-водителя. Ситуацию, когда механик-водитель попадал на своё место через боевое отделение, посчитали неприемлемой. Появление полноценного люка снижало стойкость лобового листа, но в ГБТУ КА посчитали, что такое изменение конструкции необходимо.
Осенью 1942 года, когда Морозов выступал резко против расширения башенного погона, одним из главных аргументов был рост массы. Именно это и случилось с переработанным Т-43. Согласно расчётам, боевая масса доработанной машины составила 33,5 т (для сравнения, Т-34 к маю 1943 года имел боевую массу 31 т). Это повлияло и на удельное давление на грунт, и на подвижность машины. Правда, в расчётах указывалась одинаковая для Т-43 и Т-34 средняя скорость, что вызвало в ГБТУ КА и НКТП справедливые сомнения. В любом случае требования по увеличению башни исходили от ГБТУ КА и НКТП, где с ними пришлось согласиться — тем более что ситуация на фронте начала постепенно меняться, и не в лучшую сторону.
Догоняя тактико-технические требования
Весна 1943 года оказалась временем больших перемен. Одной из причин тому стал захват 18 января 1943 года под Ленинградом двух образцов немецкого тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. На НИБТ Полигон они прибыли к апрелю 1943 года, но уже в марте Артком ГАУ КА возобновил активность по 85-мм пушкам, которые проектировались для тяжёлых танков ещё с лета 1940 года. 26 марта 1943 года были подготовлены тактико-технические требования на орудие калибра 85 м, предназначенное для тяжёлых танков КВ-1с и ИС (имеется в виду второй вариант КВ-13). Т-43 в них не значился, тем не менее в пояснительной записке по орудию С-31, разработанному в ЦАКБ, уже упоминался Т-43 как потенциальный носитель данного орудия. Подробно в ЦАКБ установку С-31 в башню Т-43 не прорабатывали, тем не менее это был первый звоночек. Более того, записка датирована 17 мая 1943 года — к этому моменту общая проработка Т-43 была закончена, и Морозов вряд ли рассчитывал на то, что в башне появится более крупная, чем Ф-34, система. Что же касается Д-5 (разработанной в КБ завода №9 системы, являвшейся главным конкурентом С-31), то там по состоянию на май 1943 года Т-43 даже не упоминался.
Дополнительным фактором стало то, что в ГБТУ КА изменилось видение того, как выглядит современный тяжёлый танк. Пока на заводе №183 продолжали проектировать Т-43, в Челябинске спроектировали и испытали два образца тяжёлых танков ИС. Результаты оказались неоднозначными: машины хоть и были более надёжными, чем первый КВ-13, тем не менее имелся целый ряд недостатков. Одним из них стала принципиальная концепция тяжёлого танка в габаритах среднего. О массе среднего танка речь тогда уже не шла: ИС-1 имел боевую массу 37,1 т, а ИС-2 — 37,9 т. Частый выход из строя элементов ходовой части однозначно говорил о том, что её нужно переделывать.
Окончательно «добило» концепцию тяжёлого танка с высокой подвижностью задание на установку 85-мм пушки. Конечно, в ЦАКБ нашли выход из положения, предложив башню собственной разработки, но это была не более чем инициатива от артиллерийского КБ. В ГБТУ КА и НКТП пришли к выводу, что ИС требует существенных переделок, тем более что расчёты КБ завода №9 говорили о том, что для установки орудия калибра 85 мм необходимо увеличивать диаметр башенного погона. В результате получился Объект 237, который являлся тяжёлым танком во всех смыслах этого слова. Одним словом, Т-43 перестал быть конкурентом ИС, и его единственным визави остался Т-34.
По состоянию на 7 мая 1943 года на заводе №183 уже началось изготовление Т-43, как это указывалось в документах, установочной серии. Судя по переписке, речь шла о трёх танках — по крайней мере, один корпус уже был сварен, а ещё два ожидали закладки. Также на одну машину имелся комплект механизмов и деталей, исключая башню, её погон и крышки бортовых передач. Впрочем, на практике в мае ни одного Т-43 изготовлено не было, а их число сократилось до двух. 29 мая И.М. Зальцман подписал приказ по НКТП №307с о проведении совместных испытаниях Т-34 и Т-43. Выйти на них опытные машины должны были 10 июня, при этом предполагалось, что они пройдут маршрутом Нижний Тагил — Москва, преодолев 2000-2200 км не более чем за 20 дней.
Два опытных танка, изготовленные в июне 1943 года, оказались даже тяжелее, чем предполагалось изначально. По итогам взвешивания масса Т-43 без экипажа составила 33 780 кг, а при условии, что средняя масса человека составляла 80 кг, полная масса машины достигла 34 100 кг. В связи с небольшой задержкой начало длительного пробега отложили на 20 июня, и это стало лишь первой отсрочкой. Согласно распоряжению наркома танковой промышленности В.А. Малышева отправку танков задержали, причём они продолжали оставаться без движения и в июле. В ГБТУ КА по этому поводу наблюдалось некоторое недоумение: там считали, что требуется отправить машины на НИБТ Полигон, поскольку испытания первого образца Т-43 проходили на заводе. Улучшенную машину требовалось проверить в условиях полигона, тем более что там проходили гарантийные испытания серийные танки.
Дело дошло до того, что 20 июля 1943 года первый секретарь ГК ВКП(б) Нижнего Тагила Е.Ф. Колышев написал письмо Сталину, в котором также обосновал необходимость запуска Т-43 в серию. 27 июля на письмо пришла резолюция от Берии, в которой он потребовал от Малышева и командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии. Я.Н. Федоренко срочно переговорить с ним. К тому моменту Т-43 практически не испытывались (максимум, что делалось, — это пробные выезды и огневые испытания пулемётного вооружения).
Вмешательство Берии сдвинуло дело с мёртвой точки. 1 августа 1943 года Малышев подписал приказ по НКТП №460с/085 о проведении полигонных испытаний Т-43. Правда, вместо НИБТ Полигона в Кубинке местом проведения испытаний выбрали Свердловск. В тот же день утвердили и программу испытаний. Машины проходили 2000 км, из них 500 — по каменистому грунту, 900 — по грунтовым и просёлочным дорогам, 600 — по целине, и 100 — на специспытаниях. Также требовалось безостановочно пройти 100 км по грунтовой дороге и 75 км по булыжному шоссе. Входили в программу и испытания вооружения (как артиллерийского, так и пулемётного).
Испытания снова отличались от изначальной программы. На практике испытания первого опытного образца начались 2 августа 1943 года. Отличался и маршрут пробега. В ходе первого пробега танки прошли из Нижнего Тагила через Свердловск в Челябинск и обратно. Второй раз они прошли из Нижнего Тагила до Реж и обратно. В ходе испытаний первый образец Т-43 преодолел 2669 км, из них более 2200 за август 1943 года. Второй образец за период испытаний преодолел 1348 км. В ходе пробега средняя скорость по шоссе составила 26,1 км/ч, по просёлку — 20,2 км/ч, по местности — 18,6 км/ч (по данному показателю Т-43 оказался практически равен Т-34). Расход горючего на 100 км составил 203, 237 и 250 л соответственно. Это также оказалось очень близко к Т-34, но поскольку общий запас топлива у Т-43 составлял 318 л, а у Т-34 — 400 л, запас хода оказался ниже. Очень похожими оказались и условия езды: и Т-43, и Т-34 двигались по местности на третьей-четвёртой передачах.
Похожими оказались и результаты испытаний на преодоление препятствий. Максимальным углом преодолеваемого подъёма стали 31-33 градуса при длине до 10 м и при езде на первой передаче. Также отмечалось, что преодоление препятствий лимитируется мощностью двигателя (впрочем, это было равнозначно и для Т-34). Максимальным углом преодолеваемого косогора стали 27-28 градусов. Также испытатели рекомендовали ввести в конструкцию Т-43 горный тормоз, который имелся на Т-34. Отмечалось, что столь высокие результаты возможны благодаря езде в сухую погоду. Зная, как ведёт себя гусеница Т-34 на мокром бездорожье, комиссия рекомендовала поработать над повышением сцепления.
В чём Т-43 явно превзошёл Т-34, так это в вооружении. Для начала, наличие торсионной подвески улучшило плавность хода, а вместе с ней и точность стрельбы. Положительным моментом стало и расширение погона до 1600 мм. В результате на испытаниях скорострельность выросла до 13 выстрелов в минуту (у Т-34 в тех же условиях она составила 10 выстрелов в минуту). Правда, имелись претензии к обслуживанию орудия ввиду не очень удачной конструкции бронировки, затруднявшей доступ к накатникам орудия. Не особо удачной признали крепление подвижной бронировки на 8 болтах, имелись претензии к электроспуску. Тем не менее огневые испытания, в ходе которых произвели 317 выстрелов, признали успешными.
Высокой оценки удостоилась обзорность Т-43, при этом конструкцию командирской башенки всё же планировалось изменить (на ней предполагалось ввести 5 смотровых щелей). Довольно высокой оценки удостоились и места расчёта башни. При этом комиссия требовала добавить спинку на месте командира, кроме того, во время движения наблюдалось постепенное сползание наводчика влево. В случае с заряжающим отмечалось отсутствие сиденья и подножки, кроме того, он периодически задевал головой торсион люка.
Как и в случае с первым Т-43, набралось немало претензий к месту механика-водителя, хотя их оказалось меньше. Отмечалось, что места у механика-водителя меньше, чем в Т-34, имелись претензии к органам управления; недостатком назвали и меньшие, чем у Т-34, размеры люка. Имелись претензии и к надёжности машины. Многие из выявленных поломок являлись следствием «детских болезней», но имелся и нехороший звоночек в виде вышедших из строя резиновых бандажей опорных катков. Те же проблемы преследовали и Т-34, тем не менее отмечалось, что взятые от Т-34 катки перегружены — особенно это касалось 3-го, 4-го и 2-го опорных катков.
Несмотря на выявленные недостатки, общая оценка испытаний, проходивших с 2 по 29 августа, оказалась положительной. Комиссия, которую возглавляли главный испытатель НИБТ Полигона Кульчицкий, а также главный конструктор КБ завода №183 Морозов, предлагала как можно скорее запустить Т-43 в серийное производство. Во многом выводы комиссии были верными, но время неумолимо шло и работало против Т-43.
Цена упущенного года
Результаты испытаний опытных образцов улучшенного Т-43 были направлены в Москву ближе к началу сентября 1943 года. За это время произошло два важных события. Во-первых, в июле 1943 года состоялась битва на Курской дуге, ставшая одной из ключевых вех в истории советского танкостроения. Стало ясно, что Советский Союз сильно отстал от Германии в области танкостроения, и ряд программ по созданию перспективных образцов бронетанковой техники форсировали. Во-вторых, 8 августа 1943 года на вооружение Красной армии приняли самоходную установку СУ-85 и тяжёлый танк КВ-85. Они были вооружены 85-мм пушкой Д-5, разработанной КБ завода №9. Это же орудие стало рассматриваться и как вооружение для средних танков.
Орудие Д-5Т упоминалось и в заключении комиссии по испытаниям Т-43. Пунктом 4 комиссия фактически утверждала 85-мм орудие для вооружения серийного Т-43. В начале сентября макет этой системы установили в башне Т-43. Выяснилось, что внутренних объёмов башни вполне хватает для размещения пушки, расчёт башни чувствовал себя лучше, чем в Т-34 с орудием Ф-34. Усложнялась работа заряжающего, поскольку унитарные патроны Д-5 были длиннее и тяжелее. Комиссия, осмотревшая установку макета орудия, предлагала в кратчайшие сроки поставить в башню Т-43 полноценное орудие и испытать его.
Пока в Нижнем Тагиле шли опытные работы, в Москве бурно обсуждали судьбу Т-43. Директор завода №183 Ю.Е. Максарёв скептически оценивал перспективу выпуска новой машины. По его прикидкам, серийное производство можно было запустить не ранее января 1944 года, при этом требовалась поставка 390 станков и привлечение 5000 новых рабочих. Также к 15 октября требовалось выпустить два эталонных образца Т-43. В ГБТУ же 30 сентября 1943 года составили и вовсе разгромный вердикт — согласно ему, Т-43 имел недостаточное вооружение, 75-мм брони было уже мало, отмечалась ненадёжная работа ходовой части.
Если про вооружение выводы выглядели вполне справедливыми, то в случае с ходовой частью возникал ряд вопросов. Как уже говорилось, у Т-34 и САУ на его базе наблюдались те же проблемы. Кроме того, в ГБТУ предлагали ещё больше расширить погон башни — до 1700 мм. Начальник 6-го отдела ТУ ГБТУ КА инженер-полковник Розенгард сделал расчёты по улучшению ТТХ Т-43. Согласно им, увеличение диаметра погона, утолщение лба корпуса до 90 мм, а также утолщение стенок башни до 110 мм поднимало массу машины на 680 кг.
5 ноября 1943 года ГБТУ КА утвердило тактико-технические требования на улучшенный вариант Т-43 с усилением брони и 85-мм пушкой Д-5Т. Согласно ТТТ, боевая масса оценивалась в 33-34 т. Фактически эти требования стали для Т-43 приговором — в требуемую массу вписать машину уже не представлялось возможным, кроме того, приоритеты работ всё больше смещались к усилению вооружения Т-34.
Осенью 1943 года на заводе №183 изготовили два образца Т-34, на которые установили башни от Т-43. Первый танк получил башню с орудием Ф-34, второй — башню с орудием Д-5Т. Вторая разработка оказалась более приоритетной. С 20 по 23 ноября 1943 года на Гороховецком АНИОП проходили испытания Т-34 с башней Т-43 и орудием Д5-Т-85. Испытания прошли успешно, что стало отмашкой для создания Т-34-85. Правда, вместо башни Т-43 серийные Т-34-85 получили башни новой конструкции, причём первоначально Т-34-85 завода №112, где первыми освоили выпуск данных машин, имели двухместные башни. Трёхместные башни появились на Т-34-85 с марта 1944 года, причём вместо Д-5Т на них ставилось другое орудие — С-53, разработанное в ЦАКБ.
Опытные работы по теме Т-43 шли на заводе №183 вплоть до ноября 1943 года. Вместе с тем, к концу 1943 года было очевидно, что в серию машина не пойдёт. Главной причиной, почему эта машина не пошла в серию, следует считать потерю самого дорогого и невосполнимого ресурса — времени. Осенью-зимой 1942 года у завода №183 были шансы довести танк до того состояния, когда Т-43 приняли бы на вооружение Красной армии. Машину погубили различные проволочки, а также нежелание Морозова следовать требованиям ГБТУ КА, особенно в части расширения башенного погона. Уже весной 1943 года шансы Т-43 стать серийной машиной сильно снизились, а после Курской дуги — практически улетучились. Рост требований по защите и вооружению привёл к тому, что боевая масса неуклонно росла, а вместе с ней снижалась надёжность. Понимали это и в ГБТУ КА. 27 ноября 1943 года были составлены тактико-технические требования на новый средний танк. При тех же требованиях к вооружению и защите, что и к улучшенному Т-43, его боевая масса оценивалась в 30 т. Так начинались работы по Т-44 — принципиально иной машине, которую с Т-43 роднила только башня, да и то на начальном периоде разработки.
Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данной статьи и предоставленные материалы.
Источники:
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
Комментарии к данной статье отключены.