Осень 1940 года стала суровым испытанием для торгового флота Великобритании: в это время немецкие подводные лодки не только добивались успехов, но и не несли при этом потерь. Одним из характерных событий этого периода стало трагическое избиение «волчьей стаей» конвоев SC-7 и НХ-79, продолжавшееся четыре дня — с 17 по 20 октября. «Серые волки» Карла Дёница смогли потопить из ордеров этих конвоев 32 судна общим тоннажем свыше 150 000 брт. Это побоище вошло в историю Второй мировой войны как атлантическая «Ночь длинных ножей» — так окрестили его берлинские пропагандисты. Одну из главных ролей в октябрьских событиях сыграла U 99 подводного аса Отто Кречмера.
С неба бомбы, на дне мины
Утром 25 сентября 1940 года U 99 вошла в гавань Лориана, неся на перископе семь вымпелов, которые символизировали количество потопленных целей в завершившемся походе. Подведя лодку к пирсу, Кречмер сошёл на берег и после короткого отдыха отправился на доклад к командующему подводными силами. В 16:00 Дёниц принял рапорт командира U 99 о его 20-дневном походе. В целом, Лев — таково было прозвище Дёница — остался доволен своим подчинённым, но попенял тому на ненужный расход торпед при стрельбе в непогоду.
Покинув штаб командующего, Кречмер вернулся на лодку и отвёл её на верфь для постановки в сухой док на ремонт. Экипаж работал по уже привычной схеме: пока часть команды занималась ремонтом, другая уехала в отпуск в Германию. После её возвращения отдыхать отправились «ремонтники», предоставив заканчивать работу вернувшимся отпускникам. В то время верфь Лориана была горячим местом благодаря периодическим налётам на порт английской авиации. Знаменитые бункеры-укрытия для лодок ещё не были построены, и потому иногда ремонт проходил под английскими бомбами. В ночь на 28 сентября в гавани раздался вой сирены, оповещавшей о воздушном налёте. Две бомбы разорвались буквально в 30 м от дока, где стояла U 99. Лодка почти не пострадала, если не считать нескольких вмятин на верхней палубе от упавших на неё камней.
К 10 октября ремонт «семёрки» завершился, и экипаж загрузил на неё торпеды, топливо и провизию. На следующий день начались испытания лодки в гавани Лориана для проверки качества ремонтных работ. После устранения мелких недоделок субмарина была готова к новому походу.
13 октября в 14:00 Кречмер вывел U 99 в новый поход. Лодка вышла в море в сопровождении тральщиков и кораблей ПЛО. Расставшись с эскортом, Кречмер погрузился и шёл до темноты под водой, чтобы не стать мишенью для торпед английских подлодок, карауливших «серых волков» на подступах к Лориану. Перед погружением U 99 получила радиограмму с сообщением о том, что у входа в гавань обнаружены вражеские мины. Тем не менее выход в море 13 числа не стал для «семёрки» дурным знаком: она благополучно миновала мины и ускользнула от англичан.
Прежде чем перейти к описанию похода, отметим важную деталь. Ещё в Лориане Кречмер написал свои знаменитые 12 тезисов, в которых пытался усовершенствовать тактику действий лодки в «волчьей стае». Взяв за пример действия Йоахима Шепке во время атаки НХ-72, Молчаливый Отто решил, что нападение на конвой должно происходить с близкого расстояния, а это возможно сделать, лишь прорвав экран кораблей охранения, проникнув внутрь ордера и там расстреляв все торпеды из надводного положения по принципу «одна торпеда — одно судно». Посмотрим, насколько эффективно удалось Кречмеру реализовать эту тактику в походе.
Зов «волчьей стаи»
Первые трое суток плавания прошли относительно спокойно: лодка лишь дважды уклонялась погружением от самолётов. После обеда 16 октября поступила радиограмма от U 93 Клауса Корта, сообщавшая об обнаруженном конвое в квадрате АМ 14 севернее банки Роколл. Кречмер рассчитал, что сможет обнаружить противника спустя двое суток, если будет придерживаться северо-западного курса. Однако вскоре обстановка изменилась. В 9 утра 17 октября пришло сообщение от U 48 Генриха Бляйхродта о следовавшем в Великобританию конвое в квадрате AL 3523 северо-западнее Роколл. Он был ближе, и Кречмер решил переключить внимание на него.
Конвоем Бляйхродта был SC-7. По данным английского историка А. Хэга, его ордер состоял из 34 судов без учёта отставших. Когда его обнаружила U 48, суда сопровождал шлюп «Скарборо», ожидавший встречи с эскортной группой из шлюпов «Лейт» и «Фоуи» и корветов «Блюбелл» и «Хартсиз», которая должна была принять конвой под охрану и сопроводить его в порт. Любопытно, что Бляйхродт, обнаружив конвой в 3 часа утра 17 октября, доложил в штаб о 25 судах под охраной трёх канонерок. Дёниц отреагировал немедленно, о чём свидетельствует запись в журнале боевых действий (ЖБД) командующего подлодками:
«Отдал приказ: атаковать конвой, обнаруженный U 48. Этот приказ не смогли выполнить: U 38, 93 из-за действий против противника в другом месте (конвой U 93). U 28, 47, которые ещё слишком далеко. U 124, которая, как метеолодка, находится далеко на западе.
Против конвоя задействованы U 46, 99, 100, 101, 123».
Справедливости ради отметим, что первой SC-7 обнаружила U 124 Вильгельма Шульца. 15 октября она встретила одиночное судно, преследовала его и потопила утром следующего дня. Этим судном оказался канадский лесовоз «Тревиза» на 1813 брт, отставший от ордера SC-7. Шульц об этом не подозревал и продолжил наблюдение за погодой, не догадываясь о том, что рядом находится конвой.
Тем временем обстановка вокруг SC-7 продолжала накаляться. Доложив о контакте, Бляйхродт атаковал его ордер и одним залпом потопил английский танкер «Лангедок» (9512 брт) и пароход «Скоресби» (3843 брт). На этом успехи U 48 закончились. Днём 17 октября её атаковали летающая лодка «Сандерленд» и противолодочные корабли. Из-за этого Бляйхродт упустил конвой, о чём и доложил Дёницу.
Получив сообщение Бляйхродта о потере контакта, Дёниц был обескуражен. Где находился противник, он не знал. Ему оставалось надеяться, что SC-7 продолжает следовать тем же курсом, когда его в последний раз видела U 48. В 2 часа 18 октября командующий приказал шести лодкам — U 100, U 101, U 28, U 123, U 99 и U 46 — образовать к 08:00 завесу на предполагаемом маршруте конвоя между квадратами АМ 2745 — АМ 0125 (восточнее банки Роколл).
Волнение Дёница объяснимо: конвой мог обойти завесу, а его эскорт мог быть усилен. И действительно, в первые часы 18 октября на помощь «Скарборо» подошла упомянутая эскортная группа из четырёх кораблей. Однако ни англичане, ни немцы не знали, что судьба SC-7 теперь находится в руках одного человека — командира U 38 Генриха Либе.
После того, как Бляйхродт потерял контакт с конвоем, Либе его восстановил, хотя и повёл себя очень странно. Утром 17 октября U 38 обнаружила и атаковала шведский пароход «Энос» (3554 брт), ранее отставший от ордера SC-7. Везшие в Манчестер пшеницу шведы не подозревали, что в 09:57 стали целью неудачной торпедной атаки. Промахнувшись, Либе всплыл и расстрелял судно из орудия.
Потопив «шведа», U 38 продолжила поиск целей и в 01:10 18 октября обнаружила SC-7. Либе погрузился для атаки и двумя торпедными залпами повредил английский пароход «Карсбрек» (3670 брт), который тем не менее остался на плаву. После этого корабли охранения отогнали лодку, не дав ей шанса на повторную атаку, и Либе потерял конвой. О своём контакте он доложил в штаб с большим опозданием, о чём свидетельствует гневная запись Дёница в ЖБД от 18 октября:
«18:10 Лишь в полдень было получено сообщение от U 38, согласно которому в 02:00 конвой всё-таки шёл дальше на север, чем ожидалось. Необъяснимо, почему U 38 не сообщила раньше и не преследовала. Теперь есть опасность, что конвой обогнёт завесу севернее. В 15:00 лодкам было приказано действовать в соответствии с последним докладом U 38, и они получили позиции уже точно — в 14:00. Однако этот приказ был отменён, потому что в 18:00 U 101 вступила в контакт (с SC-7 — прим. автора) и созвала другие лодки».
Обстановка прояснилась. Несмотря на безответственность Либе, конвой не смог ускользнуть от немецких подлодок. Вечером 18 октября его обнаружила входившая в завесу U 101 Фрица Фраунхайма. Теперь «волчья стая» стягивалась для атаки, намереваясь вступить в противоборство с эскортом и его подопечными судами. Вернёмся на U 99, чтобы со страниц её ЖБД узнать о дальнейших событиях.
«Серые волки» выходят на охоту
После полуночи 18 октября Кречмер получил из штаба приказ включиться в завесу в квадратах АМ 2745-0125. Подводник ответил Дёницу, что находится в квадрате АМ 41 (южнее Роколл) и может прибыть на позицию с опозданием на три часа. По пути U 99 встретила U 46 Энгельберта Эндрасса, которая была крайней лодкой на левом фланге завесы (квадрат АМ 0125). К 11:00 Кречмер прибыл на свою позицию в квадрате АМ 0123 и приступил к его патрулированию. После полудня сигнальщики U 99 заметили U 101 Фраунхайма, которая также искала конвой.
В 12:08 Либе наконец сообщил Дёницу, что конвой находится севернее, в квадрате АМ 1539 (севернее Роколл). Спустя три часа командующий приказал «волчьей стае» сосредоточиться в квадрате АМ 2580 — в предполагаемой точке перехвата SC-7 на его пути в порт. Однако вскоре стало ясно, что англичане повернули на юг. В 17:45 Фраунхайм засёк конвой в квадрате АМ 0123 (восточнее Роколл), и лодки завесы стали стягиваться для атаки.
U 99 находилась рядом с U 101, когда та передала сигнальным фонарём: «Вижу неприятеля». В 17:49 Кречмер заметил сначала военный корабль, а затем густые облака дыма на горизонте. Конвой!
U 99 двинулась ему навстречу. Сначала Молчаливый Отто хотел атаковать под перископом, но затем отказался от этой идеи, так как в нескольких сотнях метров от него маневрировала U 101. В 20:24 он услышал раскатистый взрыв — результат залпа U 123, которая торпедировала английское судно «Шекатика» (5458 брт). Так началось нападение «волчьей стаи» на SC-7.
Сразу после этой атаки конвой повернул налево и начал стрелять осветительными снарядами. Однако «серые волки» уже вцепились в свою добычу. В девять часов вечера ордер атаковал Эндрасс, торпедировав английский пароход «Бьютус» (4886 брт) и шведский «Конваллария» (1996 брт). Дальше лодки наносили конвою удар за ударом, торпедируя и добивая его суда. Чьи именно торпеды попадали в цель, разобрать было непросто. Сейчас принято считать наиболее объективными данные немецкого историка Ю. Ровера, изучавшего результат атаки SC-7. Он утверждал, что Кречмер потопил шесть и повредил одно судно.
Кречмер атакует
После того, как U 123 торпедировала «Шекатику», U 99 обменялась с ней опознавательными сигналами и перешла к делу. Кречмер находился впереди конвоя и видел перед собой сторожевой корабль, стрелявший осветительными снарядами. Обойдя его, U 99 в 22:02 неудачно атаковала торпедой переднее правофланговое судно — английский пароход «Эмпайр Минивер» (6055 брт). Спустя четыре минуты она повторила выстрел, и он оказался удачным. «Эмпайр Минивер» начал тонуть. После этого Кречмер проник внутрь ордера конвоя, отметив, что все суда там перешли на противолодочный зигзаг.
В 22:30 Молчаливый Отто снова произвёл залп одной торпедой, используя счётно-решающий прибор (СРП). Промах! Сочтя, что параллакс был неправильным, командир «семёрки» решил больше не прибегать к введению данных в торпеду через СРП. По его мнению, прибор мог быть неисправным, так как не прошёл тесты торпедной комиссии. К тому времени одно из судов повернуло прямо на U 99. Лодка дала полный ход, избежав столкновения, и стрелявший осветительными снарядами пароход проскочил мимо.
В 23:30 Кречмер атаковал суда правого фланга предпоследней части конвоя, выпустив торпеду в греческий пароход «Ниритос» (3864 брт). «Угорь» вызвал взрыв в районе передней мачты, сопровождавшийся выбросом столба пламени. Следующий жертвой U 99 стало английское судно «Фискус» (4815 брт):
«23:55. Квадрат АМ 2928. Залп из носового торпедного аппарата по большому сухогрузу. Приблизительно 6000 брт, дистанция = 750 метров. Попадание в районе передней мачты. Взрыв торпеды вызвал высокий выброс пламени и новый взрыв, разорвавший нос корабля по мостик и сопровождавшийся облаком дыма высотой около 200 метров. Судя по всему, нос откололся. Судно продолжает гореть зеленоватым пламенем».
Кречмер видел, как к «Фиксусу» подошли три эскортных корабля. Тогда он дал полный ход и снова оказался рядом с одной из колонн конвоя. В ЖБД командир U 99 отметил, что корабли охранения «не знают, что делать, и непрерывно стреляют осветительными снарядами для успокоения», хотя ночь была лунной. Действительно, командир английской эскортной группы коммандер Р. Ален (шлюп «Лейт) писал в отчёте:
«18 октября, пятница (…)
21:30 — заметил «Фоуи», находившийся позади конвоя, когда произошло нападение. Приказал «Фоуи» держаться в 3000 ярдов и произвести поиск в кильватере конвоя на скорости 14 узлов.
22:05 — Видны два горизонтальных красных огня, затем в нескольких милях впереди. Горели 15 секунд. Впереди слышен взрыв.
22:10 — Впереди слышен взрыв.
22:20 — Впереди слышен взрыв. Разогнался до 15 узлов и заметил несколько судов.
22:37 — Впереди слышны два взрыва.
22:40 — Прямо по курсу замечена подлодка, быстро движущаяся тем же курсом. Расстояние 3000–4000 ярдов. Открыл огонь осветительными снарядами. Подлодка и её кильватерный след ясно видны, но этого недостаточно, чтобы расчёт орудия «А» мог прицелиться, прежде чем она погрузилась через несколько минут. Гидроакустик установил с ней контакт приблизительно на 3000 ярдов (…)
22:55 — Контакт потерян. Между тем «Блюбеллу», находившемуся рядом, было приказано присоединиться к поиску, продолжавшемуся до 23:55. Примерно в то время, когда была замечена подлодка, по носу с правого борта был виден выброс пламени. Предполагаю, что взорвался танкер.
23:55 — «Блюбелл» отделился, чтобы подобрать выживших и охранять четыре торпедированных судна, державшихся на плаву рядом друг с другом. Это были «Эмпайр Минивер», «Гунборг», «Ниритос» и «Бьютус».
Тем временем Кречмер продолжил истребление судов SC-7, торпедировав английский пароход «Эмпайр Бригад» (5154 брт) и греческий «Талия» (5875 брт):
«01:38. Квадрат АМ 2955. Носовой залп по большому гружёному судну тоннажем около 6000 брт, расстояние = 945 метров. Попадание в районе передней мачты. Судно тонет в результате взрыва.
01:55. Квадрат АМ 2957. Носовой залп по другому большому пароходу тоннажем около 7000 брт, расстояние = 975 метров. Попадание в районе передней мачты. Судно затонуло за 40 секунд».
А вот дальше командир U 99 начал мазать. В качестве следующей жертвы он выбрал небольшой английский пароход «Снефджелд» (1643 брт), приняв его почему-то за большое судно типа «Гленапп» на 9500 брт. Первая торпеда отправилась в «молоко». Кречмер списал промах на волнение моря. В 02:55 он снова промахнулся с 800 м и совершенно не понимал, почему это произошло. Успеха удалось достичь лишь в 03:02, когда «угорь» поразил «Снефджелд» в районе мостика, и судно быстро скрылось под водой.
Последняя атака Кречмера стала и последним успехом «волчьей стаи» в сражении с SC-7. Жертвой U 99 оказался английский пароход «Клитония» (3106 брт), отставший от ордера. В 03:56 лодка атаковала его торпедой, но промахнулась. Спустя две минуты Кречмер повторил выстрел и поразил цель с 690 м. Однако торпедированная «Клитония» не затонула, а лишь села кормой в воду. У U 99 кончились торпеды, и её командир решил посмотреть, затонет ли судно само или же его нужно добить артиллерией. Это ожидание обернулось трагикомедией — Кречмер чуть было не стал жертвой дружественного огня:
«05:04. Пароход был потоплен пушечным огнём другого корабля. Изначально подозревал, что это сделал английский эсминец. Позже выяснилось, что огонь вела U 123. Её снаряды, выпущенные издалека, ложатся в непосредственной близости от лодки, так что мне нужно поспешить покинуть это место. Пароход «Клитония», 3106 брт».
Поскольку торпеды кончились, Кречмер взял курс на базу. Он прибыл в Лориан утром 22 октября и в гавань зашёл вместе с U 37, которая также вернулась из похода. Любопытно, что обе лодки дали ещё один бой прямо у самого пирса, когда внезапно появившийся из облаков английский бомбардировщик сбросил на них четыре бомбы. Субмарины встретили его огнём своих зениток и совершенно не пострадали — как, собственно, и улетевший самолёт. После окончания воздушной тревоги подводников встретил на пирсе командующий береговой обороной Лориана генерал-лейтенант Курт Реннер и поздравил их с успешным завершением похода.
Расчёты и выводы
Приняв рапорт Кречмера, Карл Дёниц остался доволен его действиями. У командующего было приподнятое настроение: суммировав доклады командиров лодок, атаковавших SC-7, он решил, что «волчья стая» одержала блестящую победу над конвоем. По его данным, 17 октября U 48 потопила три судна на 21 000 брт. 18–19 октября «улов» был ещё богаче: U 46 отправила на дно четыре судна на 21 000 брт, U 99 — семь судов на 45 000 брт, U 100 — три судна на 14 000 брт, U 101 — восемь судов на 51 000 брт, а U 123 — пять судов на 44 000 брт. Общий итог потопленных целей составил 30 судов на 196 000 брт.
В реальности же успехи были скромнее. С учётом потопления двух отставших судов SC-7 понёс следующие потери:
- 16 октября U 124 потопила одно судно на 1813 брт;
- 17 октября U 48 — два судна на 13 355 брт;
- U 38 — одно судно на 3554 брт;
- 18–19 октября U 46 — три судна на 8453 брт;
- U 99 — шесть судов на 27 396 брт;
- U 101 — три судна на 8783 брт;
- U 123 — четыре судна на 16 238 брт.
Общий «улов» составил 20 судов на 79 592 брт.
Таким образом, реальные цифры оказались гораздо меньше заявленных. Почему же возникла такая разница? Здесь нужно учесть, что во время ночной атаки, когда события развивались стремительно, командирам лодок было трудно оценивать тоннаж своих целей. Кроме того, они могли по несколько раз атаковать одно и то же судно в разное время, считая его каждый раз новой целью. Непросто было проследить, затонула ли она вообще. Не удивительно, что во время атаки «волчьей стаи» возникла мешанина, которая и привела к неверной оценке результата. Показателем здесь служат атаки Кречмера.
В течение ночи на 19 октября U 99 смогла торпедировать семь судов. В подсчёте целей её командир оказался точен. Однако он неверно оценил их тоннаж и завысил его в полтора раза — до 45 106 брт. Также Кречмер не удержался и включил в перечень потопленных судов и «Клитонию», заявив семь потоплений вместо шести. Любопытно, что этот пароход оказался единственной целью, тоннаж которой подводный ас оценил верно.
Однако даже 20 потопленных судов SC-7 оказались яркой победой «волчьей стаи», а вклад Кречмера оказался очень весомым. Вдобавок он смог проверить на практике свои тактические изложения касательно атаки конвоев. U 99 действительно удалось обмануть эскорт и проникнуть внутрь ордера, где она несколько часов расстреливала суда. Однако принцип «одна торпеда — одно судно» Кречмеру воплотить полностью не удалось. Из-за ненадёжности счётно-решающего прибора часть торпедных выстрелов ему пришлось делать «на глазок», что привело к ряду промахов.
В завершение отметим, что, разгромив SC-7, «волчья стая» нанесла большой ущерб конвою НХ-79: в ночь на 20 октября он потерял потопленными 12 судов на 75 000 брт. В результате потери обоих конвоев суммарно составили 32 судна общим тоннажем свыше 150 000 брт. Успех «серых волков» в двух ночных атаках доказал, что тактика Дёница работает хорошо. Англичанам было над чем задуматься — тем более что «волчьи стаи» вскоре нанесли им ещё один болезненный удар. Жертвой стал конвой НХ-90, в атаке которого снова отличился Отто Кречмер.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942. — Random House. 1996.
- Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two. — Annapolis, 1999.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. — Band 1. — Norderstedt.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. — Band 3. — Norderstedt.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дёниц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / Пер. с нем. — М., 1964.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- https://www.warsailors.com/
- http://www.convoyweb.org.uk/
Комментарии к данной статье отключены.