Многим любителям истории мировых войн на море наверняка встречалось название «этаппендинст» — «службы этапов», которая предназначалась для снабжения немецких рейдеров, ведущих крейсерскую войну на просторах Мирового океана. Хотя изначально служба создавалась флотом сугубо в своих интересах, она стала подразделением абвера и уже к началу Второй мировой войны превратилась в глобальную разведывательную сеть, созданную совместными усилиями кригсмарине, абвера и министерства иностранных дел Германии. Об истории создания этой уникальной спецслужбы рейха и пойдёт речь.
Становление и первый боевой опыт
По мере расширения Германской колониальной империи и всё более частых европейских политических кризисов перед адмиралами кайзеровского флота постепенно во весь рост вставала огромная проблема обеспечения углём кораблей, базирующихся в колониях и совершающих длительные переходы на Дальний Восток. Весь мир был покрыт сетью угольных станций Великобритании и Франции, немецкие же владения были разрозненны и окружены территориями вероятных противников.
Только в китайском Циндао удалось создать первоклассную защищённую базу с большими запасами угля, остальные станции было невозможно ни защитить от нападения, ни заполнить углём с внутренних территорий. Немцы попытались использовать малообитаемые острова, но и эта идея оказалась бесперспективной. Созданная в 1900 году на одном из островов в архипелаге Фарасан в Красном море станция не использовалась и была закрыта в 1902 году, попытка при помощи сингапурских торговцев немецкого происхождения арендовать у султаната Кедах остров Пулау-Лангкави у берегов Малаккского полуострова также закончилась неудачей.
В итоге ставка была постепенно сделана на другой путь решения проблемы и технический прогресс в области связи. Бурное развитие немецкой экономики, торгового флота, эмиграция бизнеса привели к тому, что во множестве зарубежных портов появились германские представительства, консульства и диаспоры. В нейтральных гаванях консулы или морские агенты Германии могли закупать уголь, загружать им немецкие торговые суда и отправлять их в назначенные районы встречи с боевыми или вспомогательными крейсерами. Для эффективного управления этой системой, которая территориально разделялась на географические «этапы», требовалась надёжная и оперативная связь со всеми колониями и представительствами за рубежом.
Трансконтинентальные подводные телеграфные кабели уже связали Европу с остальным миром, но монополию в этом виде связи прочно удерживали английские компании. Чтобы снизить существенные экономические издержки за пользование иностранными телеграфными линиями, немцы энергично прокладывали собственные, и уже в 1913 году Второй рейх стал четвёртой в мире «кабельной державой», получив национальную телеграфную связь с американскими континентами и собственными колониями в Африке.
Командование флота и министерство колоний империи обоснованно решили не полагаться только на телеграф и максимально вложились в сулящую большие перспективы радиосвязь. В апреле 1911 года один из ведущих мировых специалистов в этой области Адольф Слаби (Adolf Slaby) с гордостью докладывал, что благодаря вниманию флота и передовым разработкам компании «Телефункен» всего за 10 лет в этой области удалось достичь невиданного прогресса.
Именно 1911 год, когда разразился Агадирский кризис, и Европа оказалась на грани войны, можно считать годом официального рождения «этаппендинст».
Именно тогда Адмиралтейский штаб издал подробное наставление под названием «Положение о корреспондентах, доверенных лицах и их обязанностях», в котором регламентировалась деятельность зарубежных информаторов и снабженцев, а также их кураторов, после начала боевых действий. По сути, служба этапов стала одним из двух взаимодополняющих элементов (вторым была сугубо разведка) впервые сформированной зарубежной разведывательной сети (Kriegsnachrichtenwesen — KNW) — ещё совсем молодого разведывательного отдела немецкого Адмиралтейского штаба, созданного только в 1901 году. Подбор доверенных лиц в нейтральных портах проводили как немецкие дипломатические работники, так и офицеры кораблей, осуществлявших заграничные походы. Исходя из политической географии того времени, основные усилия немцев были сосредоточены в Северной и Южной Америке.
К началу Первой мировой войны с помощью радиосвязи и телеграфных линий власти Германии могли установить связь практически с любым своим зарубежным представительством. В городе Науэн была сооружена мощнейшая радиостанция с дальностью связи до 6000 км, в колониях оборудованы станции дальностью действия 1500, 4000 и даже 5500 км, что позволяло связываться с судами в открытом море и ретранслировать сообщения в Циндао и наиболее отдалённые заокеанские владения.
Крейсерская война надводных кораблей, для которой изначально создавалась «этаппендинст», продлилась с началом Первой мировой войны всего около полугода, и её результаты хорошо известны — немецкие рейдеры потопили значительное количество кораблей и судов Антанты, однако, в конечном итоге, сами были постепенно уничтожены или интернированы. Это же касалось и большинства линий связи рейха. «Служба этапов» оправдала себя: десятки пароходов с углём исправно снабжали рейдеры топливом, сопровождая их или неделями ожидая в заранее назначенных районах рандеву. Не всё было гладко, имелись ошибки и потери. Сообщения «корреспондентов», зачастую ценные, порой, наоборот, не имели ничего общего с реальностью — например, адмирал Максимилиан фон Шпее (Maximilian von Spee), отправляясь в набег на Фолклендские острова, был уверен, что английская эскадра ушла подавлять восстание буров в Южную Африку, что имело для немцев роковые последствия.
Было отмечено, что угля требуется просто гигантское количество, особенно для мобилизованных лайнеров, а нейтральные государства после небольшого периода неразберихи и относительной лояльности начинают всё более скрупулёзно соблюдать международные нормы.
В декабре 1915 года в Испанию под видом гражданина Чили по имени Рид Росас прибыл ещё никому не известный тогда немецкий обер-лейтенант цур зее Вильгельм Канарис (Wilhelm Canaris). Его задачей было наладить снабжение немецких подводных лодок, совершающих переход из Германии в Средиземное море. Задание не зря было поручено именно этому офицеру: он уже проявил большие способности в налаживании «этаппендинст» в Южной Америке, когда служил на крейсерах «Бремен» и «Дрезден», знал испанский язык, а после затопления «Дрездена» и интернирования в Чили его экипажа сумел добраться до Германии под именем того же Рида Росаса.
«Первый блин» у восходящей звезды разведки немецкого флота вышел комом: топливо, доставленное пароходом «Марсала» на лодку U-21 известного подводного аса Отто Херзинга (Otto Hersing), оказалось непригодным, но опытный командир сумел привести корабль в австрийскую базу Каттаро на остатках отечественного соляра. В дальнейшем таких казусов уже не было, и Канарису удалось создать на Пиренейском полуострове эффективную разведывательную сеть и систему снабжения, за что он и был награждён Железным крестом 1-го класса. После завершения своей миссии уже капитан-лейтенант Канарис попросил о переводе в боевые подводники, в чём ему не было отказано. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая история «этаппендинст», если бы Канарис стал очередной жертвой молоха подводной войны, однако «Рид Росас» выжил, и это имело далеко идущие последствия как для «службы этапов», так и для Испании.
Период Веймарского застоя
Если победители рассчитывали, что Версальский договор уничтожит глобальные амбиции немецких адмиралов и заставит их сузить свой кругозор до Балтики и Северного моря, то они серьёзно заблуждались. Несмотря на крайне скудную и устаревшую материальную часть флота, лишённого какого-либо наступательного потенциала, рейхсмарине продолжали упорно вкладывать значительные средства в поддержание своей специальной «зарубежной службы». Разведка германского флота в Веймарский период представляла собой довольно необычную структуру, подразделяясь на собственно военно-морскую разведку «militariseher Erkundungsdienst» (шпионаж, нелегальные резидентуры и агенты), контрразведку «Spionageabvehr» и «Weltnachrihtendienst» (зарубежная служба, легальная разведка), именно последняя и стала своеобразной преемницей «этаппендинст».
В других государствах с функциями легальной разведки вполне справлялся дипломатический аппарат, включая службу военных атташе, но немцы пошли своим путём. N-динст, как сокращённо называли «Вельтнахрихтендинст», объединяла под своим руководством агентов из числа проживающих за рубежом этнических немцев, которые именовались «доверенными лицами рейхсмарине». Их задачей в мирное время являлся сбор любой значимой политической и экономической информации или военных сведений, которые можно было получить без явного шпионажа. Немаловажной функцией службы считалась также пропаганда в интересах рейхсмарине и операции влияния, в частности публикации в зарубежной прессе.
В военное время N-динст должна была трансформироваться в трёх направлениях: агенты, находящиеся далеко от театров военных действий продолжали сбор любой полезной информации, агенты, базирующиеся близко к театрам, должны были организовать «Kriegsnachrichtenstellen» — сеть разведывательных пунктов для сбора и передачи в рейх донесений о противнике и наконец третья группа, как и во времена кайзера становилась «корреспондентами и доверенными представителями». Именно эта третья группа и должна была в меру своих сил осуществлять снабжение боевых кораблей из нейтральных портов припасами и информацией для ведения крейсерской войны.
Данная структура была весьма громоздкой, несовершенной, необеспеченной материально и серьёзно вторгалась в сферу деятельности германского МИДа, который относился к этому крайне нервно.
В 1928 году руководством рейхсвера было принято решение объединить разведслужбы армии и флота и создать единый разведывательный орган вооружённых сил — абвер. 1 апреля 1928 года, разведка флота вошла в состав новой организации в качестве Группы V (военно-морской флот), N-динст при этом превратилась в реферат V(b) этой группы.
17 октября 1929 года на должность руководителя (референта) V(b) был назначен корветтен-капитан Конрад Патциг (Conrad Patzig). Патциг проявил большие способности, сумел сработаться с амбициозным главой абвера подполковником Фердинандом фон Бредовым, ему не составило труда и быстро понять плачевную ситуацию с N-динст, которая к тому времени уже поставляла такие «важные» сведения, как например «особенности психологии различных человеческих рас».
В августе 1930 года N-динст была расформирована, ввиду несоответствия результатов и затрачиваемых ресурсов, а также с учётом усиливающихся конфликтов с министерством иностранных дел. Патциг, вскоре возглавивший всю «морскую группу», энергично взялся за исправление ситуации. Новому референту «этаппендинст», капитан-лейтенанту Фридриху Фризиусу (Friedrich Frisius) была поставлена задача сосредоточиться на проработке чисто военных аспектов снабжения боевых кораблей заграницей, легальной разведке в интересах флота и организации эффективных способов связи с агентурой.
Несмотря на чётко сформулированные цели, для серьёзных подвижек в этом направлении, кадровых и финансовых ресурсов у абвера на тот момент просто не было. 2 июня 1932 года фон Бредов получил назначение в аппарат нового министра рейхсвера и своего покровителя Курта фон Шлейхера, таким образом встал вопрос о назначении нового шефа абвера. К ужасу армейцев, Бредов не колеблясь, порекомендовал на эту должность Патцига и пользуясь свои влиянием, добился его назначения. Впервые в истории всю военную разведку Германии возглавил офицер флота, что разумеется крайне благотворно отразилось на деятельности Группы V, хотя вопрос о недостаточности ресурсов так и не был решён. Следует отметить, что при Патциге в ведение рейхсмарине вернулась морская радиоразведка, что стало началом постепенного формирования флотом собственных разведывательных структур.
Своим компетентным руководством Патциг сумел завоевать доверие сухопутных сил рейхсвера, но это не спасло его от подозрительности нацистов, пришедших к власти в 1933 году. Шлейхер и фон Бредов, обладавшие компроматом на верхушку НСДАП, были просто убиты сотрудниками гестапо, разумеется шеф абвера, как протеже фон Бредова, тоже не внушал доверия и должен был оставить свой пост. Авторитет Патцига уже позволял ему порекомендовать преемника и свой выбор он остановил на капитан цур зее Вильгельме Канарисе. По свидетельству самого Патцига, главком кригсмарине Эрих Редер воспринял эту кандидатуру, как принято говорить «со смешанными чувствами».
С одной стороны, Канарис оказывал серьёзные услуги флоту по проектированию и испытанию вооружений заграницей, а в испанскую политику он внедрился так плотно, что Редер был просто поражён, когда получил от МИДа смиренный запрос, с просьбой вернуть Канариса в Испанию, ибо без него там мало что решается. С другой стороны, главком кригсмарине не испытывал особых симпатий к такому типу людей, к тому же тайные дела Канариса довольно регулярно становились достоянием ненавидящей его левой прессы и Редеру приходилось периодически «прятать» этого капитана цур зее, на должностях подальше от Берлина.
И всё же польза для флота от назначения Канариса была очевидной, поэтому благодаря одобрению Редера и уже спокойному отношению армейцев, оценивших заслуги Патцига, 1 января 1935 года, капитан цур зее Вильгельм Канарис был назначен шефом абвера. Во главе разведки встал человек, который вероятно лучше всех в рейхе разбирался в специфике «этаппендинст», чётко представлял, что нужно делать, а самое главное: от нового режима, буквально хлынул поток денег и полномочий на расширение своей деятельности. «Службу этапов» ожидала настоящая революция.
Великая реконструкция
Справедливости ради нужно сказать, что предварительную работу выполнил всё-таки Патциг: под его руководством в 1934 году был составлен 4-летний план по превращению «этаппендинст» в мощную и действительно глобальную сеть, охватывающую практически весь мир. Были выделены 20000 рейхсмарок на отправку «рекогносцировочных экспедиций», агенты отправились в Англию, Скандинавию, Северную Африку и Центральную Америку, чтобы оценить обстановку на месте и дать заключение по возможности развёртывания «этапов» в этих районах. Однако осуществлять этот план и реконструкцию службы пришлось уже новому шефу абвера.
В первую очередь Канарисом был решён вопрос о разграничении обязанностей с главным заинтересованным органом — флотом. Абвер брал на себя контроль над организацией и её развитием, подбор персонала и агентов, их обучение и связь. Кригсмарине отвечали за разработку всей боевой документации и инструкций, а также поддержку службы необходимым количеством кадровых офицеров флота, предоставлением необходимой инфраструктуры в портах Германии, содействие в работе с немецкими судоходными компаниями и министерством транспорта.
В мае 1935 года Канарис подписал специальное соглашение с МИДом, полностью урегулировавшее все трения и включившее дипломатов в создание новой структуры: они обязывались оказывать помощь в подборе агентов, хранении секретных документов и средств радиосвязи на территории консульств и посольств. В этом же месяце Редер и Канарис решили проблему по обеспечению зарубежных закупок топлива, припасов и финансирования агентуры, рейхсбанк зарезервировал для «этаппендинст» 10 миллионов марок в валюте на иностранных счетах в нейтральных странах.
В своём новом облике, служба территориально делилась на три сверхэтапа: «Ближний», «Дальний» и «Заокеанский». Каждый сверхэтап включал в себя большие гросс-этапы, подразделявшиеся на национальные этапы и одиночные айнзель-этапы.
Например «Ближний» включал в себя:
I. Гросс-этап «Финляндия»
1) Финляндия; 2) Эстония; 3) Литва; 4) Латвия
II. Гросс-этап «Скандинавия»
1) Норвегия; 2) Швеция;
III. Гросс-этап «Англия»
1) Англия; 2) Голландия
IV. Отдельный этап «Бельгия»
V. Отдельный этап «Дания»
«Дальний» сверхэтап объединял в себе Испанию и Италию с колониями, страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Персидского залива и Африку, «Заокеанский» — Северную и Южную Америки, Азию и Индонезию.
Отдельной строкой шли независимые этапные станции: Коломбо, Мадрас, Калькутта, Бангкок, Сидней, Веллингтон.
Развёртывание этапов было исключено в странах «вероятного противника» — Франции (с колониями), Бельгии и Польше. В ноябре 1935 года Канарис сделал для Бельгии исключение, распорядившись начать подбор персонала для этого этапа. Следует уточнить, что развёртывание службы в странах «Ближнего этапа» было не связано с задачей снабжения рейдеров и преследовало сугубо разведывательные цели — по мере скорого развития событий, этот этап был расформирован, а весь персонал, конспиративные адреса и оснащение были переданы в группу военно-морской разведки.
Обсуждение вызвал вопрос ещё с двумя государствами: Италией и СССР. Против Италии верховным командованием было запрещено вести любую разведывательную деятельность, однако в абвере рассудили, что так как их действия против Италии направлены не будут, то этап будет развёрнут. Советский Союз настолько выпадал из привычной «картины мира» своими специфическими внутренними условиями, что с ним решили просто не связываться, а в следующем 1936 году и СССР пополнил список «потенциальных противников».
Центральное место в оперативных планах кригсмарине занимал гросс-этап «Испания», на деятельность которого оказала большое влияние вспыхнувшая вскоре испанская Гражданская война. С одной стороны, она затормозила график его развёртывания, с другой позволила отработать задачи «этаппендинст» в боевой обстановке, и после победы Франко, получить режим наибольшего благоприятствования.
Организационно-штатная структура системы начиналась с гросс-этапа, во главе которого как правило стоял военно-морской атташе одного из германских посольств в регионе — «военный руководитель» (Militärischer Leiter). Ступенью ниже находились шефы этапов или «этаппенляйтеры», хотя официально должность называлась «руководитель корреспондентов» (Leiter Berichterstatter — L(BE), который отвечал за всех агентов на своей территории и связь с ними. Шефы отдельных этапов и независимых станций подчинялись непосредственно штаб-квартире службы в Берлине.
Низовое и самое многочисленное звено состояло из агентов «корреспондентов» (Berichterstatter — BE) и «коррепондентов-снабженцев» (Versorgungsmann – VM(BE). При отборе агентуры особо указывалось, что это должны быть респектабельные и уважаемые бизнесмены или сотрудники торговых компаний, со связями в таможне, портовых властях и местным истеблишментом — открытых членов НСДАП привлекать не рекомендовалось.
В военное время шеф этапа должен был получать жалованье 500 рейхсмарок, остальные агенты — 300 рейхсмарок, в конвертируемой валюте. На каждого агента, в посольствах или консульствах, в специальных сейфах, были заложены комплекты совершенно секретных документов и инструкций, включая военно-морские коды, таблицы условных телеграмм и адресатов — из этого комплекта можно было полностью составить картину о деятельности «этаппендинст» и их неприкосновенность была источником постоянной тревоги для флота, абвера и МИДа.
Планировалось повсеместное оснащение этапов коротковолновой радиосвязью, но уже к 1939 году от этих планов решили отказаться — слишком велик был риск радиоперехвата и пеленгации, с последующими неприятностями для агентуры. После аналитического эксперимента абвера, когда выяснилось, что 85% загрузки почтовых поездов составляет деловая переписка, было решено использовать этот канал связи, как основной, тем более что крупные немецкие компании предоставили свои коммуникации в распоряжение службы.
Радиопередатчики были развёрнуты только в наиболее важных пунктах: Панама, Орта, Санта-Крус, Лас-Пальмас, Лиссабон, Копенгаген и Стамбул.
К 1938 году план по созданию реформированной «этаппендинст» был в общих чертах выполнен — Канарис полностью уложился в сроки, намеченные Патцигом. Значимость службы подчеркнуло повышение её статуса, ещё 1 октября 1936 года, реферат V(b) стал новой Группой IV абвера, со значительным расширением штата.
Общая численность активных агентов службы по всему миру составляла порядка 200 человек, хотя ещё существовала категория «помощников корреспондентов» (хильфберихтеров), неустановленного количества. О том, какую ценность представляла деятельность этих людей, можно судить по тому факту, что в январе 1940 года этаппенляйтеры получили звание корветтен-капитанов резерва кригсмарине, а корреспонденты и снабженцы соответственно капитан-лейтенантов, независимо от опыта военной службы.
1938 год стал действительно этапным для «службы этапов»: пошли первые результаты (и первые провалы), а командирам будущих боевых рейдеров предстояло осознать и понять принципы работы нового инструмента, которым их наделила разведка рейха.
Последние годы перед бурей
Впервые документ под названием «Инструкция А», руководство по взаимодействию с сотрудниками «этаппендинст», вышел за подписью Эриха Редера 6 июня 1936 года и был направлен в адреса ОКМ, командующего флотом, «броненосными кораблями» (карманные линкоры), крейсерами, миноносцами, подводными лодками и военно-морских атташе. Эта инструкция стала обязательной как для комплекта документов агентов организации, так и для каждого боевого корабля кригсмарине, выполняющего задачи в зарубежных водах.
В документе весьма подробно расписывались задачи агентов в мирное и военное время, порядок связи с ними, прилагались заверенные копии соглашений с министерством иностранных дел о сотрудничестве. Командование флота не скрывало какие надежды возлагает на службу и сколько от неё зависит в будущей войне, поэтому буквально заклинало командиров отнестись максимально ответственно к «волшебному жезлу», который им вручают:
«Каждый командир, который во время войны обращается к «этаппендинст» за помощью, должен чётко осознавать суть организации, ее неизбежные недостатки и огромные трудности, с которыми её сотрудникам приходится сталкиваться за рубежом; в противном случае, при успехе возможны завышенные ожидания от службы, а при неудаче, ложные выводы об эффективности системы в общем».
Не менее суровые требования предъявлялись к агентам: в военное время в их руках оказывались секретнейшие документы и судьба самых ценных боевых кораблей флота. «Корреспондентам» категорически запрещалось заниматься военным шпионажем против страны пребывания, чтобы исключить дискредитацию всей системы. Особо нервно немцы относились к наиболее проблемному «английскому этапу»: в январе 1936 года один агент сообщил, что может собрать ценные сведения на военной базе в Саутгемптоне, но ему приказали ни в коем случае не делать этого.
В мае 1937 года, на должность руководителя Группы IV был назначен фрегаттен-капитан Вернер Стефазиус (Werner Stoephasius), которому было суждено занимать эту должность до июня 1943 года. Когда в Европе начал разгораться Судетский кризис и континент снова оказался на грани большой войны, командование флота приняло решение ознакомить с «этаппендинст» и перспективные кадры кригсмарине.
16 февраля 1938 года Стефазиус прочитал перед слушателями военно-морской академии в Мюрвике лекцию о задачах, специфике и последних успехах своей службы. В начале лекции фрегаттен-капитан перечислил актуальные задачи, которые стоят перед «этаппендинст» в ходе боевых действий:
- Обеспечение возможности для боевых кораблей, вспомогательных крейсеров и судов снабжения, находящихся в заграничных водах, получать топливо и припасы из нейтральных стран, если поставки из рейха станут невозможными;
- Сбор информации имеющей военное, политическое и экономическое значение, передача её SKL (Штаб руководства войной на море) немецким боевым кораблям и торговым судам;
- Поддержка «экономической войны» рейха, всевозможное препятствование вражеским поставкам из нейтральных стран, в том числе посредством влияния на местных власти, коммерческие фирмы и прессу.
Стефазиус сообщил слушателям основные принципы функционирования системы, а также доложил, что в ещё продолжающейся испанской Гражданской войне, уже самым превосходным образом показали себя «корреспонденты» «Ближнего этапа» и в Стамбуле: они дали точную и своевременную информацию о испанских и советских судах с оружием для республиканского правительства, в результате чего значительное количество их было уничтожено или захвачено.
В то же время «группенляйтер» предупредил слушателей, что сам факт наличия «службы этапов» у рейха не является секретом для вероятных противников. Об этом свидетельствовали, как публикации в специализированных зарубежных изданиях, так и случаи утери важных документов. В начале 1937 году, с потерпевшего крушение у Филадельфии парохода «Гослар» были украдены документы, среди которых было письмо, где раскрывалась личность и задачи шефа этапа «Восточное побережье США», после чего он был немедленно отозван Канарисом. В июле этого же года капитаном парохода «Эльба» были утеряны инструкции для «этаппенляйтера» Западного побережья, что вынудило абвер коренным образом реформировать весь гросс-этап «Северная Америка», хотя не было никаких признаков, что информация попала к властям США.
На тот момент Стефазиус ещё не догадывался, что советская разведка уже готовится ему отомстить за перехват судов с оружием для Испании. Осенью 1938 года, работающая на СССР организация Эрнста Волльвебера (Ernst Wollweber), занимающаяся саботажем и диверсиями на торговых судах, перевозящих оружие для Франко, вскрыла всю резидентуру «этаппендинст» в Дании и передала информацию датской контрразведке. «Датский этап» был полностью разгромлен, арестован был и «военный руководитель» капитан-лейтенант резерва Хорст фон Пфлюг-Харртунг (Horst von Pflugk-Harttung) — один из предполагаемых убийц Карла Либкнехта. Этап в Дании так и не был восстановлен, а агенты были освобождены только после германской оккупации в апреле 1940 года.
О чём Вернер Стефазисус не стал распространяться перед слушателями, так это о тайных операциях службы по обеспечению поставок нефти и топлива для нужд кригсмарине. Только после войны стало известно, что немцы в ходе Судетского кризиса решили рискнуть очень по-крупному, использовав «в тёмную» американский и скандинавский бизнес.
В сентябре 1938 года, благодаря применению очень сложной схемы с посредниками, немцы получили возможность использовать для снабжения боевых кораблей норвежские танкеры, зафрахтованные шведскими фирмами из Мальмё и танкеры «Warried tanker shipping company», эта компания работала под управлением германского менеджмента, но с участием американского капитала — грузы и заказы на перевозку поступали от «Стандард Ойл».
Эти суда осуществляли перевозки под панамским флагом, но командовали ими немецкие капитаны и они учитывались кригсмарине в качестве судов снабжения, в том числе имели специальные коды для получения приказов из Германии о пункте назначения грузов или снабжения ими немецких крейсеров. Все эти схемы были строго засекречены не только по военным соображениям, но и по юридическим опасениям, связанным с американским Законом о нейтралитете 1935 года. Судя по всему, отголоски этих событий нашли своё отражение в широко распространённом о компании «Стандард ойл» мифе, «про торговлю с врагом в ходе войны».
В июне 1938 года абвер подвергся последней крупной реорганизации и укрупнению, в рамках создания верховного командования вермахта ОКВ. Группа IV Стефазиуса была переведена в отдел «Заграница» «Абвер-Аусланд» и таким образом больше не находилась в одном отделе с группой V военно-морской разведки, которая осталась в отделе «Абвер-Абтайлунг I». По мнению офицеров «этаппендинст», это решение Канариса было вызвано опасением, что флот и морская разведка благодаря своим успехам, начинают пользоваться слишком большим влиянием в его ведомстве.
Стоит отметить, что люфтваффе, под впечатлением от системы моряков, в 1936 году захотели создать свою собственную «люфт-этаппендинст», опираясь на возможности немецкой «Люфтганзы». Канарис одобрил начинание, но в 1938 году выяснилось, что у авиаторов ничего не вышло и тема была закрыта.
Хотя Судетский кризис мирно разрешился Мюнхенским соглашением, уже через год разразился Польский кризис и новая мировая война стала уже неминуемой. В марте 1939 года был спешно упразднён этап «Англия» с консервацией и передачей агентуры в нелегальную разведку — Великобритания была признана будущим противником в войне. После этого в немецких дипломатических миссиях в британских владениях были уничтожены все комплекты документов «этаппендинст».
В июне 1939 года Группа IV и «этаппендинст» были переименованы в «военно-морскую службу особого назначения» — «маринезондердинст» (Marine-Sonderdienst), хотя старое, привычное название по прежнему широко употреблялось. Спустя два месяца разразилась война и отлаженный механизм спецслужбы начал функционировать по прямому назначению.
В настоящее время Вильгельма Канариса и его ближайшее окружение иногда воспринимают чуть ли не как героев сопротивления режиму Гитлера, которые своими действиями приближали конец рейха. Но это явно не относится к «службе этапов», созданной главой абвера. Благодаря её операциям были произведены десятки дозаправок топливом и пополнение снабжения немецких кораблей и подводных лодок, получалась ценная разведывательная информация о судоходстве союзников, с весны 1941 года на службу были возложены задачи по обеспечению прибытия в Германию судов-блокадопрорывателей. Всё это в итоге означало гибель многих судов и моряков антигитлеровской коалиции, а каждая тонна доставленного стратегического сырья продлевала сопротивление рейха и стоила многих и многих солдатских жизней…
Источники и литература:
- Ludwig Dinklage, Hans Jürgen Witthöft. Die Deutsche Handelsflotte 1939–1945. Band 1–2 — Nikol Verlagsgesellschaft mbH & Co, KG Hamburg, 2001
- Richard Bassett. Hitlers Meisterspion: Das Rätsel Wilhelm Canaris. Böhlau, Wien 2007
- Steve R. Dunn. Blockade: Cruiser Warfare and the Starvation of Germany in World War One. Naval Institute Press, 2016
- Robert H. Whealey. Hitler And Spain: The Nazi Role in the Spanish Civil War, 1936-1939, University Press of Kentucky, 1989
- Juan José Díaz Benítez. The Italian Naval War in the Mid-Atlantic: Blockade Runners and Submarines in the Canary Islands (1940–1943), The Mariner's Mirror, 100:2, 186-197
- Juan José Díaz Benítez. The Etappe Kanaren: A case study about the secret supply of the German Navy in Spain during the Second World War, Universidad de Las Palmas de Gran Canaria, Spain, 2009
- Michael Friedewald, Funkentelegrafie und deutsche Kolonien: Technik als Mittel imperialistischer Politik (http://friedewald.website)
- https://www.cia.gov
- http://uboatdata.ussleahy.com
- http://www.uboatarchive.net
- https://forum.axishistory.com
Комментарии к данной статье отключены.