Художественные фильмы о крестоносцах и крестовых походах по многим причинам не лучший источник для знакомства с темой. Тем не менее зачастую люди формируют своё представление о тех далёких временах через киноленты, пестрящие колдунами, четвертованиями и благородными рыцарями. С другой стороны, многие профессионалы и любители заинтересовались эпохой (и вообще историей) именно благодаря кинокартинам, и в этом смысле фильмы сыграли и ещё сыграют свою благотворную роль. Посмотрим, чем картины о крестоносцах могут порадовать киногурмана, и остановимся на десятке самых достойных, по мнению автора, образцов жанра.
Краткая история крестоносных фильмов
Крестоносная тема поднимается в кинематографе настолько давно, что сама уже стала историей и предметом исследований. Например, в 1970–1980-х годах возникли концепции историофотии и медиевализма. Историофотия — это восприятие истории через визуальный образ. Термин предложил Хайден Уайт в 1988 году. Медиевализм, в отличие от изучения истории Средних веков (медиевистики), изучает представления о Средневековье в позднейшие времена. Как оно менялось от возвышенных рыцарских идеалов до нечистот и мракобесия, можно проследить по литературе, живописи и фильмам. Не вдаваясь в детали исследований, назовём учёных, заложивших основы этих концепций: Марк Ферро, Пьер Сорлен, Роберт Розенстоун. В сфере кино важны имена Дэвида Уильямса, который авторитетно обосновал кинематографические предпочтения режиссёров в пользу баснословных сюжетов или крепко скроенных романов, а не исторических источников, и Кевина Гарти, который в 1999 году издал подробную энциклопедию фильмов о Средних веках. В XXI столетии число исследований возросло многократно.
Таким образом, мы можем рассматривать исторические фильмы на научной основе. Но наши задачи скромнее — дать сжатый обзор вопроса.
Итак, современные учёные относят к крестоносным те фильмы, где показаны события крестовых походов, в том числе Реконкисты, или судьбы крестоносцев по возвращении из них. Под эти критерии подпадают, например, фильмы о Робин Гуде — воине Ричарда Львиное Сердце в Святой земле, который, правда, в основном орудовал в Шервудском лесу. С другой стороны, исключаются, например, выдающийся «Лев зимой», в котором Ричард ещё не крестоносец, или картины о великом императоре Фридрихе Барбароссе до его рокового похода 1190 года. Таковы установленные на сегодня границы.
Что касается классификации картин по темам, сюжетам и жанрам, то их множество. Мы предпочтём простую схему:
- фильмы о крестовых походах;
- фильмы о сопротивлении крестоносцам;
- фильмы о вернувшихся ветеранах.
На сегодняшний день можно насчитать до сотни фильмов о крестоносцах. В этот перечень не входят документальные картины, мультфильмы или сериалы.
Начало было положено ещё на заре кинематографа. Мы можем назвать не менее дюжины выпущенных до Первой мировой войны фильмов, в которых главными героями выступали крестоносцы, в том числе Робин Гуд и Айвенго. Лучшим «взявшим крест» немым фильмом критики считают американский «Робин Гуд» Аллана Двана (1922). В первое десятилетие звукового кино внимание привлекают сразу три картины: «Крестоносцы» Сесиля Демилля (1935), «Приключения Робин Гуда» Майкла Кёртиса и Вильяма Кейли (1938) и «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна (1938). Особенно стоит выделить две последние картины. «Робин Гуд» Кёртиса стал образцом, по которому оценивали все дальнейшие версии робингудиады (до 70 картин на сегодняшний день в разных жанрах), а «Александр Невский» предложил взгляд на крестоносцев с другой стороны, вскоре подхваченный в разных странах.
Распространение социализма и антиколониального движения после Второй мировой войны породило целый пласт «антикрестоносных» лент. Некоторые из них достойны внимания и смотрятся до сих пор, другие остались приметой своего времени. Например, в 1950-х годах чехословацкий режиссёр Отакар Вавра снял трилогию о гуситских войнах. В 1960-х годах болгары создали киноэпопею о сокрушившем крестоносцев царе Калояне, поляки — о повергнутых при Грюнвальде тевтонцах, египтяне — о великом Саладине, победившем западных империалистов далёкого прошлого. Главными же картинами эпохи стали монументальный пеплум «Эль Сид» Энтони Манна (1961), глубокая философская притча «Седьмая печать» Ингмара Бергмана (1957) и уморительная «Армия Бранкалеоне» Марио Моничелли (1966).
1970–1980-е годы уступали двум предыдущим десятилетиям. Можно сказать, что за это время было снято в два раза меньше и в три раза хуже. Интерес представляют разве что «Айвенго» Дугласа Кэмфилда (1982) и «Робин и Мариан» Джеймса Голдмана (1976). Франклин Шаффнер, известный по «Планете обезьян» и «Паттону», снял провальный фильм «Львиное Сердце», которому досталось и от зрителей, и от критиков. Остальное вряд ли достойно упоминания, разве что «Сердца и доспехи» Джакомо Баттьято могут привлечь искушённого киногурмана.
1990-е годы запомнились двумя «Робин Гудами»: «Принцем воров» (1991) и пародийными «Мужчинами в трико» (1993). В XXI веке поворотным пунктом стал фильм Ридли Скотта «Царство Небесное» (2005), возродивший интерес к «реальному» Средневековью — если считать за «вымышленное» «Властелина колец» и «Игру престолов». Среди последовавших за ним двух десятков фильмов о крестоносцах стоит упомянуть шведский (самый дорогой в истории страны) проект о тамплиере Арне, снятый Петером Флинтом (2007–2008), мрачный арт-хаус «Вальгалла: Сага о викинге» датчанина Николаса Рефна (2009) и бюджетный кровопуск «Железный рыцарь» Джонатана Инглиша (2011). Фильмов Стефано Миллы о короле Ричарде 2013 и 2015 годов лучше избегать, чтобы не перенести впечатление от чудовищных съёмок на образ одного из знаменитейших крестоносцев.
Несколько слов скажем об отечественном (СССР и Россия) кино о крестоносцах. Конечно, оно не ограничивается «Александром Невским», однако другие картины, коих насчитывается одиннадцать, уступают шедевру Эйзенштейна. Бо́льшая их часть снята при участии или под влиянием Сергея Тарасова: он выступал в роли или режиссёра, или сценариста, или учителя. Лучшие из них — «Стрелы Робин Гуда» (1975) и «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1983). В последнем особенно хороши песни Владимира Высоцкого. Фильмы Евгения Герасимова начала 1990-х годов о рыцаре Кеннете, в которых Ричарда играл Александр Балуев, Саладина — Армен Джигарханян, а Кеннета — Сергей Жигунов, выглядят слабее.
В 1972 году в Литве вышел двухсерийный фильм о вожде восставших пруссов Геркусе Мантасе, а в конце 1980-х годов в Казахстане была снята неплохая дилогия о султане Бейбарсе, хотя и не без технических погрешностей, что обусловлено скудостью бюджета. В 2008 году на экраны вышел «Александр. Невская битва» Игоря Каленова. О фильме стоит упомянуть лишь потому, потому что он есть. Лучше остановимся на десяти этапных лентах о крестоносцах, на которые имеет смысл обратить внимание.
«Александр Невский» (СССР, 1938)
Режиссёр Сергей Эйзенштейн. В главной роли: Николай Черкасов. IMDB: 7,6
События фильма разворачиваются в 1242 году, но через него проглядывает предвоенный 1938 год. Параллели между далёким прошлым и современностью для зрителей того времени были очевидны. Впервые крестоносцы были показаны не как благородные рыцари, жертвующие жизнями ради славы Христовой, а как алчные захватчики, которые не гнушаются жечь детей живьём. Во время работы над сценарием Эйзенштейн читал русские летописи и «Майн Кампф», чтобы полнее воплотить на экране настоящее в облике былого.
Прекрасно подобранные типажи рыцарей, запоминающийся костюмированный ряд, великолепная музыка Сергея Прокофьева, героический спор за красавицу между Гаврилой Алексичем и Василием Буслаевым, цельный динамичный сценарий, прекрасная операторская работа (как панорамная, так и батальная), вертикальный монтаж и сквозная идея, проходящая через весь фильм: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» — сделали «Александра Невского» шедевром на все времена. Кино настолько правдоподобно, что до сих пор иногда воспринимается как документальное. И это при том, что сам Эйзенштейн считал картину неудачной, ведь он не смог перемонтировать звук, а некоторые ключевые сцены пришлось вырезать.
«Седьмая печать» (Швеция, 1957)
Режиссёр Ингмар Бергман. В главных ролях: Макс фон Зюдов, Биби Андерссон. IMDB: 8,2
Глубокая философская притча о жизни и смерти. Вернувшийся после десятилетнего отсутствия крестоносец попадает в страну, объятую чумой. Пока он невозмутимо играет со смертью в шахматы, жизнь идёт свои чередом: скоморохи пляшут, кающиеся грешники бичуют себя, проходимцы ищут гешефт, жёнушки изменяют мужьям, ведьмы идут на костёр, а вокруг царит шведское лето и чувствуется привкус Апокалипсиса. Но даже здесь можно найти настоящее счастье: например, парное молоко и россыпь земляники. Можно совершить нечто стоящее, смахнув фигуры с доски, и спасти молодую влюблённую пару с младенцем. Боязнь смерти отвлекает от важных вещей, а преодоление страха позволяет осуществить своё предназначение на Земле — такова мораль фильма. Конечно, это не совсем о крестоносцах — скорее о том, о чём думали крестоносцы, отправляясь на выполнение своей миссии.
Картина имела большой успех среди киноманов и быстро приобрела статус культовой. Именно «Седьмой печатью» вдохновлялся Ридли Скотт, когда создавал своё «Царство Небесное».
«Крестоносцы» (Польша, 1960)
Режиссёр Александр Форд. В главных ролях: Урсула Моджиньская, Гражина Станишевская, Анджей Шалявский. IMDB: 6,8
Фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Генрика Сенкевича, был хорошо известен и горячо любим в СССР. События фильма развиваются во время войны Тевтонского ордена с Королевством Польским и Великим княжеством Литовским в 1409–1411 годах, апогеем которой стала Грюнвальдская битва. Польская киношкола того времени изобиловала талантами, и даже не самые прославленные актёры смотрелись очень убедительно. В фильме удалось не только достоверно воссоздать персонажей, но и передать антураж времени, включая доспехи, замки и сельские усадьбы.
Фильм Форда часто сравнивают с легендарной трилогией Ежи Гофмана о Польше XVII века, в котором за основу также взяты произведения Сенкевича. На наш взгляд, «Крестоносцы» если и уступают ей, то совсем немного. Логичный сценарий, яркие характеры, национальный колорит — разве что нет неподражаемого Даниеля Ольбрыхского. Что касается тевтонцев, в лучших фильмах, где они фигурируют, в том числе и в этом, их нещадно бьют, и поэтому репутация рыцарей, сформированная на просмотрах кинолент, весьма незавидна.
«Эль Сид» (США, 1961)
Режиссёр Энтони Манн. В главных ролях: Чарлтон Хестон, Софи Лорен. IMDB: 7,3
Один из самых последних голливудских пеплумов с огромной массовкой, внушительными декорациями и звёздами первой величины в главных ролях. По данным сайта Ultimate Movie Rankings, картина собрала в прокате 424 млн долларов (по курсу 2020 года), что является рекордом среди лент о крестоносцах. Фильм повествует — достаточно вольно, но весьма красочно — о жизни великого испанского героя Эль Сида. Показаны все сложные перипетии судьбы героя (предательство, клевета, сражения), из которых он, даже погибая, выходит победителем.
Во время съёмок Хестон и Лорен повздорили друг с другом, и поэтому сцены ненависти удались итальянской кинодиве особенно хорошо. В целом же фильм отличается театральностью, некоторой шаблонностью характеров, в нём преобладает не личное, а архетипичное, воплощённое в образах рыцаря без страха и упрёка и его прекрасной дамы. И всё же фильм получился. Музыкальные интерлюдии хорошо передают настрой, а снятая без всяких компьютерных эффектов многолюдность впечатляет. Как было сказано в одной рецензии,
«если представить себя на месте поклонников жанра, которые наблюдали «Сида» в начале шестидесятых, нетрудно поддаться обаянию героя, на чьей стороне и Бог, и народ, и миллионы долларов, и, кажется, все силы мироздания».
«Победитель Саладин» (Египет, 1963)
Режиссёр Юссеф Шахин. В главной роли: Ахмад Мазар. IMDB: 7,8
Подобно многим другим историческим фильмам, «Саладин» неотделим от политического контекста своего времени. Гамаль Абдель Насер, две проигранные Израилю войны, подготовка к третьей — эта подоплёка ощущается в картине о великом «египтянине» Саладине, сокрушившем крестоносцев в их осином гнезде — Иерусалиме. Средневековые империалисты получили отпор от восставших арабов, на чьей стороне Бог и правда. В фильме неоднократно обыгрываются благородство, мудрость и мужество Саладина. Он казнит дьявольского Рене Шатильона, но спасает его жену. Он объединяет арабов и объясняет им значение единства («панарабизма»).
Фильм стал событием, был весьма популярен на Ближнем Востоке и, по сути, заложил основы кинематографического образа Саладина-освободителя. Что касается качества ленты, то мнения разнятся. Некоторые критики фильм хвалят, другие находят его излишне политизированным. Можно согласиться с тем, что Юссеф Шахин — лучший египетский режиссёр, но «Саладин» не лучший его фильм, пусть и самый известный. Именно его считают эталоном среди расплодившихся кинобиографий прославленного полководца.
«Долина пчёл» (Чехословакия, 1968)
Режиссёр Франтишек Влачил. В главных ролях: Пётр Чепек, Ян Качер. IMDB: 7,8
Подросток из Чехии, влюблённый в юную жену своего отца, отослан на перевоспитание к морю, в Тевтонский орден. Там он обретает немецкого друга и наставника, искренне преданного делу Господа. Однако тяга к родной земле перевешивает, и спустя десять лет молодой тевтонец-чех тайно возвращается домой и вновь проникается чувством к своей бывшей пассии, ставшей к тому времени вдовой. Немец следует за ним в надежде переубедить побратима. Итог: зарезанная невеста, затравленный собаками немец и возвращение отступника в лоно ордена.
Эту ленту, как и другие ранние работы Влачила, отличают совершенная поэтика кадра и глубина замысла. Вопросы о велениях долга, пагубных страстях, столкновении любви и дружбы делают этот фильм наряду с «Седьмой печатью» главной притчей «крестоносного кино». Вероятно, фильм будет скучен для любителей экшенов, но для тех, кто ценит авторское кино, «Долина пчёл» станет настоящим погружением в кинематографическую эстетику.
«Бранкалеоне в крестовых походах» (Италия, 1970)
Режиссёр Марио Моничелли. В главной роли: Витторио Гассман. IMDB: 7,3
Продолжение приключений рыцаря Бранкалеоне де Норча. На этот раз он собирает армию для похода в Святую землю. Армия невелика, но живописна: калека, нищий и попрошайка. В пути к ним присоединяются новые воины: младенец, оказавшийся сыном короля; немецкий ландскнехт с замашками трусливого эсэсовца; карлик, думавший, что он заколдованный двухметровый блондин; смазливая ведьмочка, влюбившаяся в предводителя; прокажённая, которая оказалась принцессой; грешник, требовавший ежесекундного истязания за его немыслимые провинности перед Богом. Преодолев все преграды и трудности, поредевшая в походе армия добирается до Святой земли, где Бранкалеоне спасает честь христиан в рыцарском поединке с пятью знатными сарацинами. Кульминацией становится битва Бранкалеоне со Смертью, завершившаяся изящной романтической жертвой.
Этот фильм — образец прекрасной пародийной комедии, затронувшей все стереотипы средневекового рыцарства, но при этом он глубже простой буффонады. Хороша актёрская игра. Витторио Гассман превосходно справился с ролью потешного рыцаря, а Стефания Сандрелли неотразима в роли колдуньи.
«Робин Гуд: Принц воров» (США, 1991)
Режиссёр Кевин Рейнольдс. В главной роли: Кевин Костнер. IMDB: 6,9
Среди многочисленных фильмов о Робин Гуде можно выделить пять: картины Аллана Двана (1922), Майкла Кёртиса (1938), Кевина Рейнольдса (1991), Мела Брукса (1993) и Ридли Скотта (2010). Мы остановимся на фильме 1991 года как самом популярном в жанре робингудиады. Так как его видели почти все, не будем описывать сюжет. Успех картине принесли яркая актёрская игра Алана Рикмана и обаяние Кевина Костнера. Вполне органичен бежавший с Робином из сарацинского плена мавр в исполнении Моргана Фримена. Захватывающий голливудский финал, в котором в схватке сошлись сатанинский шериф и отважный разбойник — один из лучших в приключенческом кино.
Однако в целом фильм не без изъянов. Любовная линия достаточно плоская, некоторые ходы слишком тривиальны и читаются заранее. Тем не менее, несмотря на общеизвестность истории и энную по счёту экранизацию, фильм смотрится с интересом.
«Царство Небесное» (США, 2005)
Режиссёр Ридли Скотт. В главных ролях: Орландо Блум, Ева Грин. IMDB: 7,2
Безусловно, это самый заметный фильм о крестоносцах за последние полвека, вдохнувший новую жизнь в затухающий жанр «реального» крестоносного эпоса. Режиссёр «Гладиатора» подошёл к истории с голливудским размахом и ошеломил разнообразием батальных сцен (от драки в кузне до огненного обстрела Иерусалима), заинтриговал маской прокажённого короля и очаровал любовной интригой несравненной королевы Сибиллы (Ева Грин) и простого кузнеца (Орландо Блум), стремительно сделавшего военную карьеру в Святой земле. Перемешав по заветам Дюма правду и вымысел, факты и фантазии, Скотт создал добротное кино, привлёк внимание к теме и дал историкам возможность продемонстрировать свою эрудицию в лекциях о том, как было на самом деле. Не будем объяснять, что Балиан не тот Балиан, а Сибилла не предпочла рай в шалаше королевской короне — любопытствующие легко найдут информацию. Отметим только, что после «Царства Небесного» интерес к крестовым походам заметно вырос — и этого довольно.
«Арн: рыцарь-тамплиер» (Швеция, 2007)
Режиссёр Петер Флинт. В главных ролях: Йоаким Наттерквист, София Хелин. IMDB: 6,6
Амбициозная попытка Скандинавии (по крайней мере, бюджет был рекордным для Швеции) ответить «Царству Небесному». Арн, сын крупного феодала из рода Фолькунгов, отправляется в Святую землю в наказание за связь с девушкой из враждующего клана и приверженность претенденту на престол, скрывающемуся в Норвегии. С детства обученный фехтованию на мечах с любой руки, Арн добивается в Палестине больших успехов как воин-тамплиер. Он спасает путешествующего инкогнито Саладина, а затем разбивает его в битве при Монжизаре (1177). Всё это время насильно разлучённая с ним Сесилия ждёт своего избранника в северном монастыре.
Фильм немного затянут, но вряд ли его это сильно портит. Европейцы ответственно подошли к подбору костюмов и демонстрации средневекового быта, украсили картину прекрасными пейзажами фьордов, лесов и пустынь. Актёры играют хорошо и не вызывают каких-то нареканий. Отдельно хочется отметить игру наставника Арна (Венсан Перез) и улыбку Сесилии (София Хелин). Через год было снято продолжение «Арн: Объединённое королевство» о возвращении героя на родину после битвы при Хаттине и долгожданном воссоединении влюблённых.
Литература:
- Aberth, J. A Knight at the Movies, Medieval History on Film. — Routledge, 2003.
- Cook, D.A. A History of Narrative Film. — 5th ed. — W.W. Norton & Co, 2016.
- D’Arcens, L. (ed.) The Cambridge Companion to Medievalism. — Cambridge, 2016.
- Harty, K. The Reel Middle Ages: American, Western and Eastern European, Middle Eastern and Asian Films About Medieval Europe. — McFarland, 1999.
- Hollywood in the Holy Land. Essays on Film Depictions of the Crusades and Christian-Muslim Clashes / Eds. Nickolas Haydock and E.L. Risden. — McFarland, 2009.
- Rosenstone, R. History in Images / History in Words: Reflections on the Possibility of Really Putting History onto Film. — The American Historical Review. — 1988. — Vol. 93, № 5. — Р. 1173–1185.
- Williams, D. Looking at the Middle Ages in the Cinema: An Overview. — Film & History: An interdisciplinary Journal of Film and Television Studies. — 1999. — Vol. 29, № 1–2. — Р. 8–19.
Комментарии к данной статье отключены.