С началом Первой мировой войны Великобритания ввела в действие несколько судостроительных программ, в соответствии с которыми, помимо других классов кораблей, была запланирована постройка 321 эсминца и 39 лидеров. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают, что из этого вышло и как эти корабли себя проявили.
Для поддержки операций Гранд Флита в открытом море и защиты прибрежных зон флоту требовались разные типы эсминцев. Если для первого типа задач были важны запас топлива, хорошая мореходность и тяжёлое торпедное вооружение, то во втором случае требовались высокая скорость, сильное артиллерийское вооружение и менее мощные торпеды. В попытке совместить разные требования флота в конце войны родились корабли типа V, W и S. Некоторые из них предназначались для действий в прибрежной зоне, однако многие эсминцы участвовали в операциях Гранд Флита.
Британский флот вступил в войну, имея в своём составе свыше 200 эсминцев. Только 75 из них являлись современными кораблями с нефтяным отоплением котлов, а остальные годились только для прибрежной службы. Основная часть эсминцев с большим трудом могла держать скорость в соединениях линейных крейсеров. Бо́льшая часть эсминцев была распределена между девятью флотилиями, а также эскадрами Флота Метрополии и китайскими станциями. Меньшая часть находилась в резерве или проходила мелкий ремонт.
Боевое крещение британских эсминцев состоялось в Гельголандской бухте 28 августа 1914 года. Подводные лодки обнаружили лёгкие силы германского флота и доложили об этом в штаб. Было принято решение прикрыть Остендскую операцию и произвести поиск противника, чтобы отрезать от основных сил часть германских кораблей, находившихся в дозоре. Для этого были выделены довольно внушительные силы: линейные и лёгкие крейсеры, подводные лодки, а также 1-я и 3-я флотилии эсминцев. Последние должны были находиться в районе острова Зильт, выйти оттуда в исходную точку, выполнить построение и начать поиск противника. В это же время девять германских эсминцев и три лёгких крейсера находились в дозоре в районе плавучего маяка Эльбе, два лёгких крейсера — в устье рек Везер и Эмс, три стояли в Вильгельмсхафене, а тяжёлые корабли Флота открытого моря находились в базах и до начала прилива не могли покинуть стоянки.
28 августа около 5 часов утра германский эсминец G 194 уклонился от двух торпед, выпущенных британской подводной лодкой. Командир эсминца доложил адмиралу Хипперу об атаке, а тот, в свою очередь, отправил для преследования субмарины и атаки 5-ю флотилию эсминцев. Также по тревоге была поднята авиация. Спустя пару часов G 194 наткнулся на британский крейсер Arethusa и четыре эсминца, которые открыли огонь и начали его преследовать. Трезво оценивая превосходство сил противника, германские корабли начали отход в сторону базы.
В это время лёгкие крейсера снялись с якорей и выдвинулись на помощь своим эсминцам. Несколько раз британцы настигали добычу, но вмешательство в ход боя дозорных крейсеров спасало германские эсминцы. Присутствие британских линейных сил заранее предопределило исход сражения. К концу боя германский флот потерял три лёгких крейсера и один эсминец погибшими. Ещё два лёгких крейсера и три эсминца были повреждены. Германские моряки оценили превосходство вооружения британских эсминцев над своими, но при этом отметили плохое качество их снарядов, что немного снижало общую эффективность огня.
Следующее крупное столкновение с участием эсминцев состоялось 24 января 1915 года. Британское Адмиралтейство получило информацию о выходе крупного соединения германского флота в район Доггер-банки. Для перехвата противника была высланы линейные и лёгкие крейсера в сопровождении эсминцев из 1-й и 3-й флотилии. В районе 7 часов утра крейсер Aurora, шедший во главе 14 эсминцев, доложил на флагман об обнаружении противника. Германское соединение повернуло и начало уходить на максимальной скорости на юго-восток. Британцы бросились в погоню. Вперёд вырвались самые быстрые эсминцы типа М и попали под огонь броненосного крейсера Blücher, замыкавшего строй эскадры противника. Началась артиллерийская дуэль линейных крейсеров, в ходе которой был серьёзно повреждён и вышел из боя британский флагман Lion. Blücher после целого ряда попаданий лишился хода и превратился в неподвижную мишень, но тем не менее продолжал яростно отстреливаться из оставшихся орудий. Его агонии положили конец торпеды с британских эсминцев во главе с Meteor.
Подводная угроза для судоходства Антанты была одной из основных проблем с начала войны. Для борьбы с вражескими субмаринами в ход шли все средства. Например, 24 апреля 1916 года британский флот начал постановку глубоководных мин и заградительных сетей, чтобы запечатать выход в море Фландрской подводной флотилии германского флота, базировавшейся в Брюгге. К операции было привлечено большое количество дрифтеров, минных траулеров и заградителей, а прикрытие осуществляли два монитора, эсминцы Дуврского патруля и дозорные суда. После окончания работ, около 8 часов, британские корабли подверглись атаке трёх германских эсминцев. Наперерез врагу бросились эсминцы прикрытия Medea, Murray, Melpomene и Milne. Увлёкшись преследованием, они не заметили, как вошли в зону действия береговых батарей, которые незамедлительно открыли огонь. Попадания следовали одно за другим. Больше всех досталось Melpomene: снаряд разорвался в его машинном отделении, после чего машины встали. Medea и Milne взяли повреждённый корабль на буксир. Германские эсминцы попытались воспользоваться ситуацией и атаковали. Medea быстро отдал буксир и вместе с Murray отважно бросился на врага, открыв огонь из всех орудий. В это время к месту боя подоспели британские мониторы и поддержали атаку своих эсминцев. В конце концов неприятель предпочёл ретироваться.
25 апреля 1916 года германский Флот открытого моря в полном составе совершил очередной рейд. На этот раз целью был выбран городок Лоустофт. После начала бомбардировки к городу подоспели британские силы в составе трёх лёгких крейсеров и восемнадцати эсминцев. Единственной целью этой эскадры было отвлечь внимание противника на себя, чтобы обезопасить город. Задумка удалась. Германские линейные крейсеры повернули в сторону кораблей англичан. Вскоре флагманский Conquest оказался серьёзно повреждён тяжёлыми снарядами немцев. Спасая свои крейсера, британские эсминцы поставили дымовую завесу, и под её прикрытием эскадра отошла на безопасное расстояние, не выпуская при этом противника из виду. Германское соединение, так ничего толком и не добившись, повернуло в сторону базы, счастливо избежав столкновения с основными силами Гранд Флита.
Спустя несколько недель эсминцы приняли участие в Ютландском сражении. В лучах солнца последнего майского дня 1916 года две стальные армады, не подозревая того, неотвратимо сближались в водах Северного моря. Британцы имели численный перевес: под командованием Джона Джеллико находилось 155 вымпелов против 99 вымпелов у Рейнхарда Шеера. О численности и планах друг друга противники не догадывались. Эсминцы и миноносцы составляли больше половины кораблей, участвовавших в сражении с обеих сторон. Англичане задействовали 72 эсминца и пять лидеров из семи разных флотилий.
В ходе боя последовали несколько встречных атак эсминцев с обеих сторон. Британцы потеряли три корабля погибшими, ещё три получили тяжёлые повреждения. Германский флот лишился четырёх эсминцев. Помимо этого, 13-я флотилия британцев смогла добиться попадания торпеды в носовую оконечность линейного крейсера Seydlitz, однако тот сохранил своё место в строю. С того момента, как в дело вступили главные силы Гранд Флита, ситуация для германского флота стала абсолютно бесперспективной, и адмирал Шеер принял единственно правильное решение — уходить. С приближением ночи лёгкие силы обеих сторон активизировались.
Около 23:30 двенадцать эсминцев 4-й флотилии обнаружили на правом траверзе неопознанные корабли, которыми оказались германские дредноуты в сопровождении лёгких крейсеров. Завязался бой на «кинжальной» дистанции. Лидер Tipperary был полностью выведен из строя. Spitfire, Sparrowhawk, Broke и Contest получили повреждения разной степени тяжести. Досталось и их противнику. Крейсер Rostock получил попадание торпедой, оказавшееся фатальным. Огнём орудий с эсминцев на германских кораблях было убито 11 и ранено 37 человек. Перегруппировавшись, около 00:10 британские эсминцы вновь попытались атаковать, однако все торпеды на этот раз прошли мимо целей. Сами эсминцы вновь попали под ураганный огонь германской эскадры. Были серьёзно повреждены Fortune и Porpoise. Снарядами англичан на линкоре Oldenburg были убиты и ранены 22 человека.
Около полуночи на строй противника наткнулись 9-я и 10-я флотилии, и в завязавшейся стычке погибли эсминцы Petard и Turbulent.
Около 01:45 часов 12-я флотилия эсминцев в составе 15 кораблей была готова начать атаку строя германских дредноутов, но из-за ошибочного донесения атака остановилась. После этого лидер Faulknor без сигнала увеличил ход и тем самым растянул строй кораблей. Только около 02:00 флотилия, описав циркуляцию, вновь установила контакт с противником. Германские дредноуты, заметив эсминцы, открыли огонь и начали маневрировать. Из-за тумана и дождя германская стрельба была неэффективна, и четыре британских эсминца смогли дать залп из 12 торпед с близкой дистанции, оставшись при этом невредимыми.
В 02:10 две торпеды попали в борт броненосца Pommern. Последовал оглушительный взрыв, корабль разломился пополам и перевернулся. Британцы попробовали повторить атаку, но безуспешно. Ответным огнём был повреждены Onslaught, Mindful, Maenad и Nessus. В 02:15 германский эсминец V4, находившийся в авангарде, налетел на одну из торпед, выпущенных 12-й флотилией, и довольно быстро ушёл на дно.
Оставшаяся часть ночи прошла без столкновений. У эсминцев уже заканчивалось топливо, и они могли лишь добраться до базы экономическим ходом. В Ютландском сражении британцы потеряли один лидер и семь эсминцев, многие корабли получили серьёзные повреждения или понесли потери в экипажах. Этот бой указал на многие слабые места как в технических характеристиках кораблей, так и в организации действий флотилий.
В ходе Первой мировой войны британский флот потерял 67 эсминцев и три лидера. Эти потери стали самыми тяжёлыми в сравнении с другими классами кораблей. Несмотря на это, эсминцы доказали свою необходимость в большой войне. Помимо действий в составе соединений флота, они зарекомендовали себя как одни из лучших охотников на подводные лодки, записав на свой счёт треть из 186 потопленных в ходе войны субмарин.
После капитуляции и затопления германского флота почти все эсминцы типов M и S были выведены из состава флота, а 42 корабля более ранней постройки были проданы на металлолом. Также пришлось сократить количество действующих флотилий. Впереди ждали новые кораблестроительные программы и годы затишья перед бурей.
Комментарии к данной статье отключены.