Постоянная рубрика «Warspot о наградах» появилась в нашей сетке в феврале уходящего года. В ней мы пытались рассказать о необычных и малоизвестных наградах, или же, наоборот, о необычных случаях награждений самыми известными из них. За это время мы успели выпустить ровно 40 маленьких рассказов, и сегодня хотим напомнить о самых, на наш взгляд, интересных из них. Мы собираемся и в будущем году продолжить выпускать истории о знаках отличия, а потому просим ответить на опрос в конце материала, а также высказываться в комментариях — это поможет нам сделать рубрику лучше.
Первый победитель и первый побеждённый
Вторая мировая война ознаменовалась беспрецедентным размахом воздушных боев, и первый из них состоялся буквально сразу после её начала. Рано утром 1 сентября 1939 года группа пикировщиков «Юнкерс» Ju 87 возвращалась из первого боевого вылета и наткнулась на взлетающие с полевого аэродрома польские истребители. В кабинах двух P.11c сидели опытные лётчики, однако у едва оторвавшихся от земли «пулавчиков» не было ни высоты, ни скорости. О том, как закончился первый воздушный бой Второй мировой, можно прочесть, пройдя по ссылке.
Последний «Голубой Макс»
В июне 1740 года прусский король Фридрих II Великий учредил орден «За заслуги», названный по тогдашней моде на французский манер Pour le Mérite. Он вряд ли предполагал, что через полтора века это будет самая почётная награда не только Пруссии, но и объединённой под её эгидой Германской империи. Последнее награждение состоялось 9 ноября 1918 года — в тот же день кайзер Вильгельм отрёкся от престола. По ссылке можно прочесть историю легендарного «Голубого Макса» и человека, буквально «вскочившего на подножку уходящего поезда».
Польские скорпионы Монте-Кассино
С середины января 1944 года на немецких оборонительных позициях в Италии, перекрывавших Союзникам путь на Рим, завязались тяжёлые бои. Особенно упорно на так называемой «Линии Густава» немцы сопротивлялись в районе средневекового монастыря Монте-Кассино. Трижды наступления на этом участке заканчивались неудачей для атаковавших интернациональных сил, и только с четвертой попытки немецкую оборону удалось взломать. Заметную роль в этом сыграли польские танкисты, чей подвиг удостоился очень необычного памятника.
Немного железа за «Суперкрепость»
Традиционно японская наградная система была не слишком щедра к солдатам: получить награду, как и вырасти в звании, в армии Страны восходящего солнца проще всего было посмертно. Но если в начале «Великой Восточно-Азиатской войны» возможность погибнуть за императора сама по себе была наградой, то к концу 1944 года такая мотивация работала гораздо хуже. Когда бомбы с американских тяжёлых бомбардировщиков посыпались на головы жителей метрополии, командованию пришлось задуматься о наградах для лётчиков-истребителей ПВО.
Человек, сбивший «Стратофортресс»
Почти через 30 лет после окончания Второй мировой ситуация с бомбардировками Японии почти повторилась, но в другом месте: в декабре 1972 года экипажи стратегических бомбардировщиков «Боинг» B-52 «Стратофортресс», «принуждая к миру», бомбили крупнейшие военные и промышленные центры Северного Вьетнама Ханой и Хайфон. Сбить огромный живучий бомбардировщик совсем не просто, но вьетнамцы считают, что как минимум одному их лётчику-истребителю это удалось.
Капитан Павлик против Третьего рейха
Когда в середине марта 1939 года Германия оккупировала Чехословакию, агрессор не встретил фактически никакого сопротивления. Страна, имевшая прекрасно оснащённую по тем временам армию, позволила себя разоружить и сдалась без боя — единственные залпы несостоявшейся чешско-германской войны прозвучали во вторник 14 марта 1939 года на самом востоке Чехии, в моравском городке Мистек. Сопротивление организовал 38-летний капитан Карел Павлик, имевший репутацию недисциплинированного и импульсивного офицера. О том, что произошло дальше, и как чехи отметили своего героя, можно прочесть в нашем материале.
Охота за бывшим сослуживцем
Утром 9 февраля 1945 года с прифронтового аэродрома взлетел штурмовик «Хеншель» Hs 129 Королевских ВВС Румынии и отправился в сторону линии фронта, однако вскоре его перехватили и сбили два истребителя с румынскими кокардами на крыле. Это не было ошибкой, более того — пилот, пытавшийся перелететь к немцам, и оба перехватчика были хорошо знакомы. О том, что бывает, если твоя страна в ходе войны меняет сторону, можно прочитать в материале о не самом обычном награждении советским орденом Красного Знамени.
Повелитель «Авосек»
Британский торпедоносец Фейри «Суордфиш» к началу Второй мировой безнадёжно устарел, но насмешливое прозвище «Авоська» было дано этому биплану не только за свистящие в полёте расчалки и ажурную конструкцию из дерева и ткани. Как в настоящую авоську, в «Суордфиш» можно было напихать самых разных «гостинцев» для итальянских и немецких моряков, но самой главной ценностью архаичных аэропланов были их экипажи, сделанные из железа. Об одном из этих людей и его Кресте Виктории можно прочитать, пройдя по ссылке.
10 фактов о медали «Золотая Звезда» и её обладателях
Когда 16 апреля 1934 года ЦИК СССР учреждал звание Героя Советского Союза, предполагалось, что таких людей будет немного, однако уже война в Испании дала 59 Героев Советского Союза, конфликт на озере Хасан и война в Китае — ещё 40. Когда в мае 1939 года вспыхнул конфликт у реки Халхин-Гол, стало ясно: героев будет ещё больше, и для них нужен специальный знак. 1 августа 1939 года ПВС СССР учредил медаль «Золотая Звезда». Ниже приведены 10 интересных фактов из истории почётного звания, так и его знака отличия.
Ночные победы Уоллеса Макинтоша
В истории воздушной войны особое место традиционно занимают лётчики-асы, сбившие не один самолёт врага. Эталонный образ воздушного аса невозможен без таких черт, как виртуозное владение самолётом, нестандартное мышление, позволяющее перехитрить врага, способность действовать самостоятельно. Однако история знает и асов, лишённых возможности проявить подобные качества — по ссылке можно прочесть о самом результативном воздушном стрелке Бомбардировочного командования ВВС Великобритании и его наградах.
Комментарии к данной статье отключены.