Ночь с 13 на 14 октября 1939 года стала трагической страницей в истории британского флота. Немецкая подводная лодка U 47 проникла на внутренний рейд военно-морской базы Скапа-Флоу, где потопила линкор «Ройал Оук». Её командир Гюнтер Прин блестяще осуществил замысел командующего подводными силами кригсмарине Карла Дёница, наглядно продемонстрировав Великобритании незащищённость стоянки её военно-морских сил на Оркнейских островах. Обеспокоенное Адмиралтейство и командующий флотом метрополии начали играть с немецкими подводниками в кошки-мышки, пытаясь спрятать свои корабли в неизвестных противнику гаванях. В свою очередь, Дёниц искал новое укрытие британского флота, чтобы вновь отправить туда свои субмарины. Поход U 59 в конце октября 1939 года стал частью этой игры, в которой подводной лодке довелось стать истребителем не линкоров, а траулеров.
Бездомный флот Его Величества
Военно-морские базы играют важную роль в действиях флота: кораблям необходима безопасная гавань, где их ждут топливо и припасы, а также ремонт для машин и отдых для экипажей. ВМС не могут находиться в море бесконечно, и им будет трудно выполнять свои функции, если якорные стоянки не защищены от нападения. Безопасность основных баз флота — аксиома морской стратегии. Помня об этом, любая морская держава ещё в мирное время должна выделять средства на их оборудование и содержание.
Не все задумываются об этом в мирные годы, и случается, что меры по укреплению обороны принимаются только с началом войны. Хорошим примером служит Великобритания, которая в межвоенный период мало заботилась о безопасности своих военно-морских баз. В капитальном труде «Флот в море» историк Стефен Роскилл писал:
«Это требование безопасности основных баз флота настолько хорошо известно, что перефразировать его здесь почти бессмысленно. Но об этом слишком часто забывают в мирное время, когда достаточно трудно получить деньги для содержания военных кораблей, необходимых для поддержания «основ морской обороны», и ещё труднее получить их для береговой обороны и оборудования базы. Забавно, даже трагично, вспомнить, что единственной базой флота, на которую были потрачены значительные суммы денег между двумя мировыми войнами, был Сингапур (…) Ни в водах метрополии, ни на Средиземном море — два театра, где были развёрнуты наши основные военно-морские силы во время войны против Германии и Италии — не было должным образом защищённых баз, с которых флоты могли бы уверенно действовать и куда они могли бы возвращаться как в безопасное место».
Согласно Роскиллу, до 1938 года в Великобритании считали, что в случае войны с Германией главные силы флота метрополии будут базироваться на Розайт, как это было на завершающем этапе Первой мировой. Но в 1938 году Первый морской лорд Роджер Бэкхаус и командующий флотом метрополии Чарльз Форбс пересмотрели свои взгляды. Они решили, что Розайт плохо подходит для перехвата германских кораблей, пытающихся прорваться в Атлантику. По их мнению, для этого лучше годилась гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах. Она находилась на 150 миль ближе к «отсечной позиции» между Шетландскими островами и Южной Норвегией — самому узкому месту на выходе из Северного моря. Было решено, что в случае новой войны с Германией флот будет базироваться на Скапа-Флоу, где он и находился во время Мюнхенского кризиса и в последних числах августа 1939 года.
Форбс использовал гавань только в первые дни войны. Уже 7 сентября Адмиралтейство, сильно преувеличив угрозу вражеских бомбовых ударов, приказало ему подготовить временную базу на западном побережье Шотландии. Форбс выбрал залив Лох-Ю, где началась работа по установке противолодочных сетей. К середине сентября туда пришли крупные военные корабли, после чего Адмиралтейство и командование флота вступили в дискуссию о будущих базах.
Потопление «Ройал Оук» и налёты немецкой авиации на Скапа-Флоу обнажили слабые места в защите этой базы. С другой стороны, Лох-Ю в качестве главной стоянки флота не мог удовлетворить все его потребности. После 1 октября 1939 года корабли Форбса начали скитаться между Лох-Ю, Клайдом и Розайтом. Фактически флот метрополии оставался бездомным до марта 1940 года, когда наконец-то вернулся в Скапа-Флоу после усиления мер по обороне гавани.
Охотники на флот
Командующий подводными силами кригсмарине Карл Дёниц блестяще спланировал «визит» своей подлодки в Скапа-Флоу. Не ошибся он и в выборе исполнителя дерзкого плана. В ночь с 13 на 14 октября 1939 года свершилась давняя мечта немецкого подплава: U 47 Гюнтера Прина проникла на внутреннюю стоянку британского флота и потопила там линкор. И хотя гибель «Ройал Оук» вряд ли можно расценить как серьёзный ущерб ВМС Великобритании, моральный эффект от этого действия был очень высоким. Дёниц понимал, что, получив наглядное доказательство слабой обороны Скапа-Флоу, Адмиралтейство временно не будет использовать её в качестве базы своего флота. В мемуарах он отметил:
«Было ясно, что после этой неудачи в Англии тщательно исследуют и полностью перекроют все бреши, которые можно использовать для прорыва. На это время очистят Скапа-Флоу и переведут флот метрополии в другую базу. По моим предположениям, для этой цели были пригодны бухты Лох-Ю, Ферт-оф-Форт и Ферт-оф-Клайд. Против кораблей, стоявших здесь, были организованы новые операции подводных лодок. На этот раз подводные лодки брали с собой главным образом мины, так как нельзя было рассчитывать, что в момент прорыва подводных лодок здесь обязательно будут находиться английские корабли».
Сразу после успеха Прина Дёниц и его штаб лишь начали перебирать варианты, где искать Форбса. Своё мнение командующий отразил в журнале боевых действий 18 октября 1939 года:
«Полагаю, что после операции U 47 в Скапа-Флоу наиболее вероятным представляется встретить флот метрополии в районе западнее Оркнейских островов».
Чтобы проверить свои предположения, Дёниц отправил в тот район две подводные лодки II серии: U 56 Вильгельма Цана и U 59 Харальда Юрста. 22–23 октября обе субмарины вышли из Киля и отправились на поиски вражеских военных кораблей к северу от Шотландии. Как известно, Дёниц не ошибся в своих расчётах — к тому моменту адмирал Форбс уже использовал для стоянки своих сил гавань Лох-Ю.
О том, что произошло с лодкой Цана в том походе, хорошо известно. Утром 30 октября U 56 обнаружила и атаковала главные силы флота метрополии: линкоры «Нельсон» и «Родней», а также линейный крейсер «Худ», которых сопровождали эсминцы. Цан выпустил в «Нельсон» три торпеды. После погружения на глубину 80 м немцы услышали металлический удар, а спустя короткое время один за другим последовали два взрыва. Предположительно, как минимум две торпеды поразили цель, но не взорвались. Линкор уцелел.
Что произошло с U 59 — известно гораздо меньше. В отличие от Цана, Юрсту удалось потопить в том походе английский военный корабль. Правда, его жертвой стал вовсе не линкор, а противолодочный траулер. На подробности похода U 59 проливают свет записи в её журнале боевых действий.
«Двойка» выходит в море
Юрст покинул Киль рано утром 22 октября 1939 года, однако сразу приступить к выполнению задания не смог. Когда лодка шла Кильским каналом, на ней вышел из строя коротковолновый передатчик, и Юрст был вынужден зайти на ремонт в Вильгельмсхафен, где задержался на сутки. Утром 23 октября командир U 59 встретился с Дёницем, получил дополнительные инструкции, а после полудня его лодка покинула Вильгельмсхафен и вышла в Северное море.
Следующие двое суток прошли спокойно. За это время «двойка» встретила лишь два нейтральных парохода у Доггер-Банки. К этому времени она уже повернула на север и держала курс к острову Фэр-Айл. Этого клочка суши Юрст достиг утром 27 октября, обогнул его и повернул на запад, пройдя между Шетландскими и Оркнейскими островами. Так U 59 впервые вышла в Северную Атлантику.
Район патрулирования «двойки» находился между квадратами AN 11–14. Здесь она должна была искать флот метрополии. Так как лодка теперь вошла в зону действий английских противолодочных сил, Юрст вёл себя осмотрительно. В светлое время суток U 59 находилась под водой, всплывая лишь с наступлением темноты. Крупных вражеских кораблей не наблюдалось, и немецкие подводники решили заняться рыболовными траулерами, которые попались им на глаза в ночь с 27 на 28 октября.
В 03:15 верхняя вахта заметила ярко освещённое судно — рыболовный траулер «Сэнт Нидан» (565 брт) из Гулля. Немцы решили его потопить. U 59 сделала предупредительный выстрел из своего зенитного орудия, требуя остановиться. Юрст приказал рыбакам спустить шлюпки и покинуть судно. Затем, согласно журналу U 59, экипаж лодки попытался найти способ отправить траулер на дно, экономя торпеды:
«Попытались потопить пулемётной очередью под ватерлинию. Безрезультатно. Приближаемся к носовой части траулера с наветренной стороны. Забросили подрывной патрон на палубу. Безрезультатно. Затем вывесили подрывной патрон с грузилом. Судя по всему, из-за крена траулера тоже безрезультатно»
Провозившись почти час, немцы ничего не добились. Пока они решали эту задачу, в поле их зрения появилась ещё одна цель:
«04:25 Заметили второй рыболовный траулер. Сначала он был освещён, но затем погасил огни. Его привлекли аварийные огни шлюпок первого траулера. Траулер остановлен пулемётным огнём. На палубе ничего не видно. Три выстрела по мостику. Экипаж переходит в шлюпки. Название траулера установить не удалось, но он в 400 тонн. В воду вывешен подрывной патрон с грузилом. Осечка детонатора. После этого, матрос Кайзер ловко залез на палубу траулера. Кингстон подорван тремя подрывными патронами. После чего матрос Кайзер так же искусно перебрался на палубу «Сэнт Нидан». Одним подрывным патроном подорван трубопровод системы охлаждения.
06:55 Второй рыболовный траулер затонул.
08:30 Рыболовный траулер «Сэнт Нидан» затонул».
Вторым траулером, потопленным U 59, оказался 250-тонный «Линкс II» из Гримсби. Насколько известно, команды обоих судов не пострадали. Позже их подобрал траулер «Леди Ногарт». «Сэнт Нидан» и «Линкс II» стали первыми жертвами U 59 с начала войны. Потопив их, лодка открыла счёт своим победам, а вскоре Юрст его увеличил.
Истребитель траулеров
Экономия на торпедах чуть не вышла немцам боком. Как только последний траулер скрылся под водой, над лодкой появился самолёт, сбросивший три бомбы. Фортуна в этот день была на стороне подводников: взрывы бомб не причинили вреда «двойке», когда та начала уклоняться от самолёта погружением. Просидев на глубине более двух часов, Юрст в 11:00 всплыл под перископ. Вскоре он заметил небольшой норвежский пароход и решил остановить его для досмотра.
Лодка всплыла и дала предупредительный выстрел «норвежцу» под нос. Тот остановился и начал спускать шлюпки. Однако досмотру помешал английский самолёт, атаковавший «двойку» глубинными бомбами. После погружения немцы слышали их взрывы на глубине 25 м. Юрст решил больше не испытывать судьбу и просидел под водой до самого вечера. Он всплыл лишь перед полуночью и снова принялся за поиски целей. В 00:25 29 октября U 59 заметила большой панамский танкер «Мотокарлайн» и остановила его сигналами прожектора. Проверив судовые документы, немцы отпустили «панамца» восвояси.
В течение светового дня никаких событий не произошло. После наступления сумерек лодка вновь вышла на охоту и в 23:50 остановила норвежский пароход «Тудар». Из разговора с капитаном выяснилось, что он следовал с Явы в Осло. Норвежец рассказал Юрсту, что в Средиземном море его встретили английские крейсеры и сопроводили до Мальты, а оттуда — в Марсель, где норвежцев заставили выгрузить весь имевшийся на борту груз копры. Рассказ капитана подтверждали отметки в судовых бумагах, поэтому немцы поверили ему и отпустили судно.
30 октября «двойка» продолжила патрулирование отведённой ей зоны. В 15:30 радист принял сообщение об обнаруженном конвое. Так как оно не содержало сведений о курсе неприятеля, Юрст решил искать его ближе к суше и двинулся на юго-восток, к Оркнейским островам. Однако конвоя он не видел. Лишь в 22:34, когда лодка находилась в квадрате AN 1313, сигнальщики верхней вахты заметили на северо-востоке дым на горизонте. Приблизившись, подводники определили его источник — это был сторожевик. Взошедшая луна позволила немцам лучше рассмотреть вражеский корабль — большой траулер с носовым орудием. Приблизиться к нему в надводном положении мешал лунный свет, поэтому Юрст решил погрузиться и сближаться с целью под водой. Проведя предзалповое маневрирование, в 23:35 лодка выпустила в противника одну торпеду из аппарата № 3. Спустя 2 минуты и 15 секунд «угорь» поразил цель. Корабль затонул.
Всплыв, Юрст подошёл месту гибели траулера, но обнаружил там лишь обломки. Выживших не было. Это была первая успешная торпедная атака в карьере U 59. Её жертвой стал противолодочный траулер «Нортен Ровер», построенный в 1936 году в Лондоне. С началом войны его в качестве противолодочного корабля реквизировало Адмиралтейство. «Нортен Ровер» был приписан к базе Скапа-Флоу и использовался как сторожевик. Атака Юрста погубила весь экипаж траулера: его командира, трёх офицеров и 23 матроса.
Курс домой
Перезарядив торпедный аппарат, Юрст продолжил движение к суше. Утром 31 октября, находясь у Шетландских островов, он заметил датский пароход. Так как нация судна была очевидна, немцы не стали его атаковать. К этому моменту U 59 уже получила приказ Дёница, запрещавший действовать в этом районе согласно призовому праву. Это нововведение было сделано под давлением командования кригсмарине, которое возбраняло лодкам в том районе действовать в надводном положении: останавливать суда и высаживать на них досмотровые партии — так гросс-адмирал Редер хотел избежать ненужных потерь. Теперь подводники должны были атаковать торпедами те суда, которые опознавали как вражеские.
1–2 ноября Юрст патрулировал район Шетландских островов. Первое время ему встречались только нейтральные суда и рыболовные траулеры. Перед полуночью 2 ноября U 59 обнаружила затемнённый пароход и вышла на него в атаку. В 23:01 «двойка» с 600 м выпустила одну торпеду, но промахнулась. Больше подходящих целей Юрст не обнаружил. У лодки заканчивалось топливо, поэтому вечером 3 ноября командир решил возвращаться на базу. 9 ноября 1939 года субмарина без происшествий вернулась в Киль, завершив второй поход.
14 ноября Юрст подготовил Дёницу отчёт о своих наблюдениях во время нахождения на позиции. Он указал, что противник не контролирует пролив между Шетландскими и Оркнейскими островами. Вражеское присутствие наблюдалось в районе между Оркнейскими и Фарерскими островами, где были замечены сторожевые корабли. Авиация действовала лишь в непосредственной близости от побережья. На подходах к базе Скапа-Флоу никакого движения вражеских кораблей Юрст не видел.
Доклады командиров U 56 и U 59 убедили Дёница, что англичане, отказавшись от Скапа-Флоу, теперь используют стоянки в Лох-Ю, Розайте и Клайде. Охота на британский флот продолжилась, но теперь уже и с помощью минного оружия. Подлодки ставили донные мины возле стоянок и добились успехов. 21 ноября в заливе Ферт-оф-Форт на минном поле, поставленном U 21, подорвался лёгкий крейсер «Белфаст», выбывший из строя до 1942 года. Спустя четверо суток англичан ждало новое огорчение: U 30 Фрица-Юлиуса Лемпа торпедировала линкор «Бархэм». Апофеозом стал успех U 31: 4 декабря в Лох-Ю на её минах получил повреждения флагман британского флота линкор «Нельсон».
Действия немецких субмарин против флота метрополии в 1939 году принесли свои плоды. Один линкор был потоплен, а ещё два — выведены на некоторое время из строя. Успехи подводников Дёница могли быть еще больше, если бы Вильгельма Цана не подвели торпеды, а U 59 была вовремя ориентирована на обнаруженную U 56 эскадру. Однако история не имеет сослагательного наклонения, и Харальд Юрст вошёл в неё как истребитель траулеров, а не линкоров.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Berr, R. Das Kriegstagebuch der U-Bootwaffe (на сайте http://www.ubootwaffe.net)
- Roskill, S.W. War at Sea 1939–1945. — Volume I. The Defensive. — London: HMSO, 1954.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Дениц, К. Немецкие подводные лодки во Второй мировой войне / Пер. с нем. — М., 1964.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.