Писатель и офицер английского флота Николас Монсаррат считал подводную войну жестокой и отвратительной. С ним можно согласиться. Во время Битвы за Атлантику противники боролись за господство в океане, уничтожая друг друга: подлодки топили суда, а корабли и самолёты охотились на подлодки. Но даже в этой безжалостной схватке находилось место прекрасному — например, музыке. Чешский композитор Яромир Вейвода, сочинивший Модранскую польку, широко известную также как «Розамунда» и «Выкатите бочку», вряд ли мог предполагать, что его произведение будет звучать в океане во время подводной войны. Героями этой музыкальной истории стали английские дети и немецкий подводник, любивший играть на аккордеоне.
«Снеговик» немецкого подплава
Адальберт Шнее, чья фамилия переводится с немецкого как «снег», родился 31 декабря 1913 года. Новогоднее совпадение, похоже, повлияло на характер будущего подводного аса Германии: он слыл человеком улыбчивым и большим любителем музыки, к тому же умел играть на аккордеоне. Этот музыкальный инструмент присутствовал и на его подводных лодках. Впрочем, наличие аккордеонов на немецких субмаринах редкостью не было, и среди экипажей они пользовались популярностью.
Подводная карьера Шнее, которого сослуживцы прозвали Ади, складывалась удачно. Получив 1 апреля 1937 года звание лейтенанта цур зее, молодой офицер сразу выбрал местом своей службы подводные лодки. После обучения в Школе подводного плавания его назначили вахтенным офицером на U 23 Отто Кречмера. Здесь Шнее прослужил более двух лет и встретил на этой лодке начало Второй мировой войны. Вместе Кречмер и Шнее в 1939 году совершили пять походов в Северное море, добившись первых успехов. Так как по нововведению командующего подводными силами Карла Дёница торпедными атаками в надводном положении руководил вахтенный офицер, можно сказать, что Ади разделил с будущим «королём тоннажа» его первые победы.
В январе 1940 года командование подводными силами сочло Шнее достойным повышения. Сначала он отправился на курсы подготовки командиров подводных лодок, а затем полгода командовал на Балтике учебной субмариной U 6. На ней он совершил свой первый боевой поход: в апреле U 6 участвовала в операции «Везерюбунг» — вторжении в Норвегию и Данию. В июле Шнее стал командиром боевой подлодки U 60. Как и U 6, эта субмарина была представительницей II серии, но относилась к типу IIC, отличаясь от предшественниц чуть большим водоизмещением, размерами и запасом топлива.
30 июля Адальберт Шнее вышел из Киля в свой первый поход на U 60. К тому моменту база в Лориане уже была готова принимать субмарины, и «двойка» Шнее должна была пройти Северное море, обогнуть Великобританию с севера и завершить путь во Франции. Во время похода ей предстояло атаковать вражеское судоходство у входа в Северный канал.
Поход начался с неприятностей. После полудня 1 августа U 60 атаковала голландская субмарина О-21, действовавшая в Северном море. «Голландка» выпустила в «немку» две торпеды с дистанции около 2000 м, но цель не поразила. Любопытно, что на U 60 и не подозревали о нападении: немцы попросту не заметили торпед. Вечером того же дня Шнее атаковал уже немецкий бомбардировщик, принявший «двойку» за вражескую лодку. К счастью для подводников, бомбы люфтваффе вреда им не нанесли.
Эти неприятности Шнее компенсировал спустя две недели. 13 августа U 60 потопила шведское судно «Нильс Гортон». Хотя пароход нёс флаг нейтрального государства, он был в английском фрахте и перевозил груз леса из Канады в Великобританию. «Нильс Гортон» был торпедирован у входа в Северный канал и стал первым судном, потопленным Шнее в должности командира подводной лодки. Этот успех стал для U 60 единственным в этом походе. Пробыв в море 18 суток, она прибыла в Лориан 18 августа.
Первое посещение Франции оказалось кратковременным. Получив французские базы, Карл Дёниц старался, чтобы его подводники не засиживались на берегу. Сложившаяся обстановка сулила им успех, и потому Дёниц стремился своими небольшими силами создать прессинг на английских коммуникациях. Приходившие во Францию лодки после короткого ремонта и отдыха снова отправлялись в море. Так произошло и с U 60. Проведя скорый доковый ремонт, она уже вечером 21 августа снова отправилась в поход для действий у Северного канала.
Курс на север
Согласно журналу боевых действий U 60, первые четверо суток похода протекали спокойно. Лодка шла на позицию в надводном положении, практически не погружаясь и никого не встречая на своём пути. Лишь утром 25 августа, когда она находилась к западу от северной оконечности Ирландии, на горизонте показался дым. Это был пароход, который Шнее оценил в 6000–8000 брт. Сблизившись с ним в подводном положении до 4000 м, «двойка» попыталась выйти в торпедную атаку. Однако из-за сильного волнения на море ничего не вышло. Преследовать судно помешали появившиеся английские эсминцы и самолёт. Шнее был вынужден оставить пароход в покое.
Перед полуночью U 60 приняла радиограмму из штаба. Дёниц велел лодке идти на позицию в квадрате АМ 26, расположенном между банкой Роколл и западным побережьем Шотландии. Рядом с «двойкой», в соседнем квадрате, должна была работать U 124 Вильгельма Шульца. Шнее прибыл в указанный район к полудню 26 августа, но в течение следующих двух дней видел там только противолодочные самолёты и сторожевые корабли.
После полудня 27 августа из штаба снова пришло сообщение о смене позиции. Обеспокоенный Дёниц, не получавший от лодок никаких сообщений о конвоях, решил вновь перетасовать свои небольшие силы. Командующий думал, что из-за прежних успехов его «серых волков» противник изменил маршруты. Дёниц предоставил подлодкам бо́льшую свободу передвижения, существенно расширив их районы патрулирования. В итоге шесть субмарин, включая U 60, должны были расположиться в линию от побережья Центральной Ирландии до пролива Норт-Минч на северо-западе Шотландии.
Получив координаты новой позиции (квадраты АМ 01 — АМ 55), «двойка» побежала в нужном направлении. Для маленькой лодки с небольшим запасом топлива патрулировать район от банки Роколл до северного побережья Ирландии было затруднительно. Потому Шнее решил занять позицию между ними, в квадрате АМ 51, куда он пришёл после полуночи 28 августа. Никакими успехами в ближайшие два дня он не блеснул. Сначала на море стоял туман. Когда же пелена рассеялась, снова появились английские самолёты и сторожевые корабли. Лишь вечером 29 августа на горизонте замаячил пароход в сопровождении сторожевика. Шнее атаковал судно, но торпеда в цель не попала.
Удача улыбнулась U 60 лишь вечером 30 августа, когда показался большой конвой. Это был ОВ-205, который вышел из Ливерпуля сутками ранее и теперь направлялся на запад. В его ордере было тридцать четыре судна под охраной эсминца и двух шлюпов.
Большой конвой
Лодка обнаружила ОВ-205 в 20:35. Первым делом Шнее решил уведомить штаб о своей находке. Однако вскоре радист принял сообщение с U 59 Йоахима Матца: «Вражеский конвой в квадрате АМ 5255, следует на запад». Посчитав, что речь идёт о его конвое, Шнее не отправил радиограмму Дёницу. Держась рядом с противником, он ждал темноты, собираясь обогнать его. К полуночи лодка заняла позицию перед ордером конвоя. Командир отметил самое большое судно в первой линии, лидера конвоя, но атаковать его мешал державшийся поблизости корабль эскорта. Тогда Шнее решил напасть на соседний пароход, который он опознал как лайнер класса «Отранто» на 20 000 брт.
Ровно в полночь U 60 с интервалом в шесть секунд выпустила две торпеды, пытаясь поразить ими цель в одно место. Шнее рисковал, стреляя из надводного положения с дистанции в 250 м. Благодаря фосфоресценции моря ход «угрей» под водой был хорошо виден. Судно попыталось уклониться, но не успело. Спустя 12 секунд раздался сильный взрыв, после чего нос парохода охватило пламя. Он осел в воду, но что с ним происходило дальше, немцы не видели — лодка быстро погрузилась, чтобы уклониться от эскортных кораблей. Следующие три часа подводники слышали шумы двух эсминцев, ведших поиск гидролокаторами. Затем вдали стали рваться глубинные бомбы, после чего раздалось несколько сильных взрывов, которые Шнее принял за попадания торпед.
В 03:38 31 августа субмарина всплыла. Из-за дождя и волнения на море преследовать конвой было невозможно. Спустя полчаса лодка приняла с U 59 сообщение о том, что конвой рассеялся. Также Матц передал о трёх потопленных судах на 29 000 брт. Шнее предположил, что услышанные взрывы были делом рук коллеги с U 59. Догадка оказалась верной. Действительно, после двух часов ночи U 59 повторно атаковала конвой и потопила английское судно «Бибьюри». Два торпедированных ею ранее судна лишь получили повреждения.
Из-за шторма U 60 практически весь день провела под водой. Непогода утихла только перед полуночью. Шнее принял радиосообщение с U 56 об обнаружении конвоя в соседнем квадрате и подключился к его преследованию, заметив противника в первые часы 1 сентября. Но из-за высокой скорости конвоя и сильного эскорта напасть не удалось. Затем появились самолёты, и «двойка» целый день ныряла, прячась от них на глубине.
Вторую попытку поиска целей Шнее предпринял ночью 2 сентября. Новый конвой лодка атаковала в пятом часу утра, но выпущенная торпеда прошла под целью: командир U 60 ошибся с осадкой атакуемого им судна. Повторное нападение сорвалось из-за того, что цель резко изменила курс, и лодка оказалась в невыгодном положении для торпедного залпа.
В ночь со 2 на 3 сентября стоял туман. «Двойка» вела поиск судов, прослушивая горизонт шумопеленгаторами. И вот акустик наконец-то доложил, что слышит шумы винтов. Ориентируясь на его доклады, Шнее стал сближаться с источником, оказавшимся одиночным судном. Визуально его обнаружили лишь в три утра. Несмотря на видимость не более 1500 м, Шнее смог разглядеть в бинокль пароход прямо по курсу. Обогнав его, в 03:26 лодка с дистанции в 280 м выпустила торпеду, которая спустя 17 секунд поразила цель.
Согласно журналу лодки, пароход рванул так, что на верхнюю вахту «двойки» посыпался град обломков и мусора. Немецкие подводники наблюдали, как на судне спустили шлюпки, прежде чем оно затонуло. Жертвой U 60 оказался старый английский угольщик «Улва», следовавший в Гибралтар с грузом угля. На него была израсходована последняя торпеда, и потому Шнее решил возвращаться в Лориан. Потратив на обратный путь три дня, вечером 6 сентября лодка вернулась на базу.
Докладывая Дёницу обстановку в районах действия, Шнее упомянул о потоплении 27 000 брт: семитысячного судна и лайнера класса «Отранто» на 20 000 брт. Однако командир явно переоценил свои успехи. Потопленный им угольщик имел тоннаж в 1401 брт, а торпедированный лайнер, которым оказался голландский «Фолендам», и вовсе не затонул. С ним произошла интересная история, да ещё и музыкой.
«Розамунда» в Атлантике
После оккупации Нидерландов в руки немцев попала лишь часть судов под голландским флагом — те, что стояли в портах. Другая часть торгового флота королевства была зафрахтована Великобританией и впоследствии перевозила грузы в интересах союзников по антигитлеровской коалиции. Среди этой группы оказались лайнеры «Фолендам» (15 434 брт) и «Нью-Амстердам» (36 287 брт), которые англичане использовали в качестве войсковых и эвакуационных транспортов. Выполняя вторую роль, «Фолендам» в 1940 году участвовал в доставке английских детей из метрополии в доминионы.
29 августа «голландец» вышел из Ливерпуля в составе ОВ-205 как судно коммодора конвоя. Кроме экипажа на его борту находились контр-адмирал Ноулз и его штаб, 320 детей вместе с сопровождавшими их взрослыми и медперсоналом, а также свыше 250 пассажиров — всего 879 человек. Вторая партия детей находилась на английском лайнере «Ранджитата», также входившем в ордер конвоя. К слову, именно его первоначально выбрал Шнее в качестве цели в ночь на 31 августа. Лайнер уцелел благодаря находившемуся рядом эскортному кораблю.
Коммодор Ноулз знал о присутствии на маршруте конвоя немецких подлодок. Уже через 50 минут после получения донесения об этом, «Фолендам» был торпедирован U 60. Похоже, лайнер и его пассажиров в тот день хранила сама судьба. От взрыва первой торпеды в носу судна появилась большая дыра, и вода затопила два трюма. Однако вторая торпеда не взорвалась. Её позже обнаружили внутри лайнера. Вероятно, детонация первого «угря» повредила взрыватель, и стальная «сигара» просто влетела в дыру в борту, да там и осталась.
Во время торпедирования никто не погиб. Капитан лайнера приказал покинуть судно. Это не было проблемой: и дети, и остальные пассажиры ещё в порту тренировались занимать места в шлюпках, поэтому паники не возникло. Кто-то из воспитателей предложил ребятишкам запеть, и те, садясь в шлюпки, затянули весёлую польку «Выкатите бочку», более известную как «Розамунда». Песня звучала над океаном до тех пор, пока детей не подобрали другие суда конвоя. Возможно, Адальберт Шнее был бы изумлён, если бы услышал «Розамунду» после торпедирования. Но подыграть поющим на аккордеоне ему помешали корабли эскорта.
Вся эта история обошлась практически без жертв. На «Фолендаме» погиб лишь один человек во время спуска шлюпок на воду — это был казначей судна, во время спуска шлюпок получивший по голове частью таля. Он потерял сознание, упал в воду и утонул.
Торпедированный «Фолендам» не погиб. Адмиралтейство прислало буксир, который оттащил его к острову Бьют. Лайнер был отремонтирован и вернулся в строй. Спасённых с него людей доставили в порты Шотландии. Как писала одна из местных газет, дети пережили испытание весело и восприняли случившееся как большое приключение. Однако, несмотря на хороший исход, инцидент с «Фолендамом» сыграл дурную роль в дальнейших перевозках детей через океан. Чудесное спасение юных пассажиров лайнера не заставило британское правительство задуматься и остановить перевозки. Торпедирование «Фолендама» не послужило уроком. В конце концов это обернулось трагедией, когда другое судно с детьми на борту было атаковано и потоплено немецкой подлодкой с большими человеческими жертвами, в том числе и среди маленьких пассажиров.
Автор благодарит Евгения Скибинского и Дмитрия Пескина за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- Ritschel, H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 / H. Ritschel. — Band 1. — Norderstedt.
- Savas, T.P. Silent Hunters: German U-Boat Commanders of World War II / Theodore P. Savas. — Da Capo Press, 1997.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Martin, R.V. Ebb and Flow: Evacuations and Landings by Merchant Ships in World War Two / R.V. Martin. — Aerial Edition — Independently Published (26 January 2020).
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.convoyweb.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.