Нет оружия более римского по своему происхождению, чем гладиус. С этим мечом в руках римляне завоевали бо́льшую часть известного им мира. Гладиус отлично рубил, ещё лучше колол, пронзал любые защитные покровы и внушал ужас врагам. Форма его клинка со временем заметно изменилась, приспосабливаясь к преобладающей тактике боя и способу фехтования. Римские солдаты пользовались гладиусом на протяжении почти 400 лет — и даже более, если учитывать поздние модификации. Попробуем проследить, откуда этот меч взялся в армии Древнего Рима, какие формы он принимал и в чём заключались его преимущества перед другими видами холодного оружия.
Терминология и происхождение
Благодаря популярной литературе и кинематографу римское слово гладиус (gladius) прочно вошло в современный язык, как и производные от него «гладиатор» (мечник) и «гладиолус» (маленький меч). Сам термин gladius имеет кельтские корни и происходит от древнекельтского kladi(b)os или kladimos («меч»), от которого также ведут происхождение валлийский термин cleddyf, бретонский klezeff и ирландский claideb / claidheamh с тем же значением. Возможно, в латынь он попал от этрусков, которые, в свою очередь, заимствовали это слово у цизальпинских галлов. В латинской литературе слово gladius встречается уже у авторов III–II веков до н.э. Квинта Энния и Плавта, которые использовали его в качестве синонима более древнего и распространённого слова ensis. Благодаря классической римской литературе II–I веков до н.э. слово gladius постепенно вошло в оборот.
В самом широком значении gladius означает любой меч: с длинным или коротким клинком, двулезвийный или однолезвийный, прямой или изогнутый. Знаменитый меч с прямым обоюдоострым клинком и акцентированным остриём, одинаково хорошо подходивший для нанесения рубящих ударов и уколов, сами римляне называли «испанским мечом» (gladius hispaniensis), поскольку считалось, что его форма пришла из Испании. Этот меч вошёл во всеобщее употребление в конце Второй Пунической войны (218–202 годы до н.э.) и на протяжении 400 последующих лет, вплоть до конца II века н.э., оставался основным оружием римских легионеров. За это время он претерпел множество изменений, пока его окончательно не заменил более длинный кавалерийский меч-спата (spatha). Термин gladius после этого вышел из употребления — но не короткий меч, который под названием полуспата (semispatha) вновь вернулся на вооружение римских солдат.
Испанский меч
Византийская энциклопедия «Суда» рассказывает, что свои мечи римляне заимствовали у испанских кельтиберов:
«Кельтиберы сильно разнятся от других народов строением своих мечей, именно: мечи их имеют хорошо колющее остриё и пригодны для нанесения ударов обеими сторонами. Вот почему римляне со времени войны с Ганнибалом покинули старинные мечи и заменили их мечами иберийскими. Строение мечей они усвоили, но никак не могли перенять доброкачественности железа, ни обработки его вообще».
Весьма обоснованным выглядит предположение, что источником этого текста является «Всеобщая история» Полибия, который в своём изложении материала обращал особое внимание на описание римского государственного устройства, армии, военного дела и оружия. Упомянутые здесь «старинные мечи» римлян, должно быть, относятся к форме меча, известного грекам как ксифос (xiphos). Археологические находки таких мечей с клинком длиной около 60 см известны из материалов раскопок италийских некрополей IV века до н.э. в Камповалано и Альфедене. К сожалению, ни одну из этих находок нельзя напрямую идентифицировать с римским оружием. Единственным источником является изображение подобного меча на бронзовых слитках (aes signatum) V–IV веков до н.э.
Короткий прямой обоюдоострый меч с вытянутым остриём, который рассматривается в качестве прототипа для gladius hispaniensis, был широко распространён у кельтиберов в Центральной Испании. Родословная этого меча восходит к оружию раннего железного века из центральной и западной части Европы, где в то время жили предки кельтиберов. С галльштаттскими кинжалами оружие кельтиберов роднит небольшая, не превышающая 40 см, длина клинка, вытянутое тонкое остриё, а также рукоять с навершием антенного типа. Ещё одной особенностью являются каркасные ножны с двумя или тремя кольцами, посредством которых они подвешивались к портупее. Известно большое количество находок оружия из кельтиберских некрополей IV–III веков до н.э.: Ла Меркадера, Лас-Коготас, Монреал де Арица. Такими же мечами вооружались кельтиберские наёмники, служившие в армии Ганнибала. Их оружие, равно пригодное и для нанесения удара, и для укола, Полибий противопоставлял мечам галлов, которое использовалось только для рубки:
«Щиты иберов и кельтов были сходны между собою по форме, а мечи тех и других сильно разнились: именно иберийским мечом одинаково удобно колоть и рубить, тогда как галатским можно только рубить, и притом на некотором расстоянии».
Вероятно, римляне познакомились с оружием кельтиберов в Испании, где в начале Второй Пунической войны они открыли второй фронт против Ганнибала.
Древнейшие находки
Главным источником по истории римских мечей республиканской эпохи являются археологические находки и, в меньшей степени, изображения. Самой ранней на сегодняшний день находкой являются два меча, обнаруженные в составе клада римских железных изделий из Града близ Смихеля (Словения) и датируемые примерно 175 годом до н.э. Оба имеют слегка сужающиеся клинки длиной 62 и 66 см. Они мало похожи на оружие, которым удобно колоть, но вполне способны снести человеку голову или одним ударом отрубить руку. Питер Коннолли отметил сходство между этой находкой и фрагментами мечей, найденных в римском лагере Рениеблас близ Нуманции (Испания), которые можно датировать 153 годом до н.э. Ещё одно оружие этого времени было обнаружено в гробнице в Эс-Сумаа в Алжире, которая, вероятно, принадлежала умершему в 118 году до н.э. нумидийскому царю Миципсе. Как и предыдущие находки, он представлял собой gladius hispaniensis с длиной клинка более 60 см и шириной 4,5 см.
К более позднему времени относится находка римского меча с Делоса (Греция), которая связана с нападением на остров пиратов в 69 году до н.э. При общей длине 76 см он имеет клинок длиной 60 и шириной 5,7 см. Сохранились деревянное навершие с украшавшими его заклёпками и бронзовые детали ножен с двумя подвесными лентами и кольцами.
Недавно был найден меч в ножнах второй половины I века до н.э. из Любляницы (Словения). Длина этого клинка 65 см, ширина — 5,5 см. Хорошо сохранилась бронзовая обкладка ножен. К тому же времени относятся фрагмент клинка из Осуны (Испания), а также ряд находок из Франции, связанных с эпохой Галльских войн Цезаря, в том числе два меча, найденные при раскопках Алезии. В сравнении с мечами императорского времени гладиус республиканской эпохи кажется необычно большим. По этой причине ранее уже высказывались сомнения относительно происхождения и принадлежности этих находок. В то же время их размеры позволяют понять шутку Цицерона:
«Когда он увидел своего зятя Лентула, человека малого роста, опоясанного мечом [тотчас] спросил: «Кто [же это] привязал к мечу моего зятя?».
Майнцский тип
В раннюю императорскую эпоху распространились мечи типа Майнц, названные так по месту находки примерно десятка клинков — на дне Рейна близ крупнейшего римского лагеря Могонциак (современный Майнц) в Верхней Германии. По форме эти мечи напоминают своих предшественников: довольно широкие, с параллельными, слегка сужающимися лезвиями и вытянутым тонким остриём. Однако в сравнении с более ранними экземплярами клинок имеет меньшую длину, между 42,5 и 59 см, с преобладанием размеров 50–56 см. Ширина у рукояти в среднем составляет 7,5–9 см. Клинок имеет выраженное ромбовидное или реже линзовидное поперечное сечение. Вес современных реконструкций составляет от 0,68 до 0,8 кг. Довольно широкий разброс форм и пропорций клинка, вероятнее всего, объясняется децентрализованной системой производства. Время бытования этих мечей ограничено первой половиной I века н.э., а в середине столетия они постепенно выходят из употребления.
Эфес меча состоит из трёх компонентов, которые в определённом порядке насаживались на хвостовую часть клинка. Деревянное эллипсовидной формы перекрестье снизу фиксировалось округлой бронзовой пластиной с бортиком. Само перекрестье обычно украшено резьбой. Рукоять меча слегка сужается книзу. Обычно она вытачивалась из слоновой кости или из дерева и имела характерную ребристую форму, которая обеспечивала хороший захват кистью. Некоторые ранние экземпляры имели бочковидную форму и по всей длине украшались спиралевидными надрезами. Последним элементом было яйцевидное, в некоторых случаях сплющенное с боков навершие, также вырезавшееся из дерева и украшенное резьбой. Сверху вся эта конструкция фиксировалась на хвостовике меча при помощи бронзовой пуговицы. В мече из Рейнгонхейма вся рукоять была сверху покрыта серебряной фольгой. Для изготовления деревянных деталей использовалась древесина самшита или вишни.
Носили меч в ножнах рамочной конструкции, которые, как и сам клинок, пришли из Испании. Деревянная часть ножен состояла из двух тонких досок, обтянутых кожей. Устье ножен и треугольный кончик с наружной стороны украшались бронзовыми прорезными накладками с геометрическими узорами, а также чеканными фигурными изображениями. Некоторые ножны, относящиеся к позднему времени, снаружи покрыты цельным листом лужёной бронзы, украшенным растительным орнаментом. Ножны имели две пары обойм, по сторонам которых крепились боковые кольца. Через них пропускался ремень, посредством которого ножны подвешивались к поясу. Такое крепление обеспечивало надёжную фиксацию ножен в вертикальном положении. Солдаты носили меч справа, что позволяло им быстро извлечь оружие, не отводя при этом в сторону левую руку со щитом и не открывая себя для ударов противника.
Меч Тиберия
Одной из первых и наиболее знаменитых находок, давших название всему типу, является так называемый меч Тиберия. Он был найден в 1848 году во время дноуглубительных работ на берегу Рейна в Майнце, который в римское время являлся большой крепостью и центром военного командования провинции. Меч приобрёл частный коллекционер Феликс Слейд и в 1866 году передал его в дар Британскому музею. Сегодня меч хранится в музейной экспозиции. Клинок со временем сильно проржавел и находится не в лучшем состоянии, однако его ножны сохранились практически идеально. Согласно описанию каталога, длина клинка составляет 57,5 см, ширина — 7 см, толщина — 0,4 см. Длина ножен — 58,5 см, ширина — 8,7 см. Размеры рукояти нам неизвестны, поскольку она была обломана.
Когда-то ножны меча были покрыты посеребрённой фольгой и богато украшены рельефным тиснением. Ключом к пониманию изображённого на рельефах сюжета является сцена в верхней части ножен. В её центре изображён император Тиберий, который, подобно царю богов Юпитеру, восседает на троне. Его левая рука покоится на щите с надписью FELICITAS TIBERI — «счастье Тиберия». Перед троном в полный рост стоит облачённый в доспехи молодой человек, который протягивает императору статую богини Виктории как символ одержанных им побед. Бородатая фигура между ними изображает бога войны Марса, а позади трона стоит ещё одна крылатая богиня Виктория с военными трофеями. На круглом медальоне в центральной части ножен изображён портрет Тиберия. Прямо под медальоном находится оковка с орнаментом в форме венка из дубовых листьев. Нижняя часть ножен также украшена рельефами с изображением храма и римского орла.
Меч Тиберия никогда не принадлежал самому императору, а являлся наградным оружием, предназначавшимся кому-то из римских армейских командиров среднего звена. Сюжет украшений связан с пропагандой побед римского оружия, а также идей династизма и преемственности императорской власти. Наиболее распространённая интерпретация гласит, что облачённая в доспехи фигура молодого воина изображает пасынка императора Германика, который в 14–16 годах н.э. вёл кампанию против германцев на правом берегу Рейна. Завистливый Тиберий наградил его за эти успехи триумфом, однако в 17 году отозвал назад в Рим, чтобы успех Германика не затмил его собственной популярности. Существуют и другие интерпретации этого сюжета.
Помпейский тип
К середине I века н.э. мечи типа Майнц постепенно вышли из употребления. Ему на смену пришёл более короткий и простой клинок, который благодаря четырём наиболее известным находкам, сделанным в разных местах Помпей и их окрестностей, получил название Помпейского типа. По своим размерам он меньше и короче предшественника. В среднем клинок имеет длину от 40 до 55 см и ширину от 4,8 до 6 см. Его прямые параллельные лезвия и короткое скошенное остриё мало напоминают Майнцский тип и более всего походят на укороченную кавалерийскую спату. Возможно, в качестве переходной формы следует рассматривать меч из Темзы, найденный в районе Фулхэма и почти наверняка связанный с римским вторжением 43 года н.э. Его прямой клинок с коротким остриём имеет длину 52 см и ширину рукояти 6 см. Этот новый короткий тип меча ещё можно было использовать для рубки там, где это было необходимо, но его основным предназначением являлась основанная на колющих ударах техника боя.
Рукоять меча имеет ту же конструкцию, что и ранее, но чуть более вытянутую и менее обременённую декором. Деревянное эллипсовидное навершие меча приобретает сферическую форму. Ножны демонстрируют меньшее разнообразие формы и украшений в сравнении с Майнцским типом. Одна накладная бронзовая пластина с прорезным орнаментом украшает устье ножен, другая — их кончик.
Солдаты носили меч в ножнах справа на плечевой портупее. Как установили современные реконструкторы, меч прикреплялся к портупее четырьмя кольцами, расположенными по обеим сторонам ножен. Конец ремня портупеи расщеплялся надвое, после чего нижний кончик пропускался под поясом к нижнему кольцу, а верхний кончик поверх пояса — к верхнему. Такое крепление обеспечивало надёжную фиксацию ножен и позволяло быстро выхватить меч, не придерживая их при этом рукой. Бытование меча Помпейского типа продолжалось до конца II века.
Фехтование
Чтобы свободно действовать мечом в бою, римский воин занимал в строю пространство шириной около 1 м. Римляне придавали особое значение обучению своих солдат фехтованию. Отправляясь на войну против кимвров, консул Публий Рутилий даже нанял с этой целью учителей из гладиаторской школы Аврелия Скавра, которым он поручил «преподать солдатам более сложные приёмы нанесения и отражения ударов». Как и в гладиаторской школе, на занятиях использовался деревянный столб в рост человека, который новобранцы атаковали с оружием в руках, стараясь то поразить его в голову и лицо, то проткнуть бока, то подрезать подколенные суставы. Пользовались они и деревянными мечами с утяжелителями. Такие тренировочные мечи были найдены при раскопках нескольких военных лагерей в Германии и Британии. Иногда солдаты сражались друг с другом настоящими мечами, предварительно защитив их остриё и лезвия.
Вегеций специально оговаривает, что при обучении особое внимание уделялось тому, чтобы боец, нанося удар, не отводил в сторону руку со щитом и не открывал тем самым себя для удара противника. По словам историка, римляне стремились учить новобранцев колоть, а не рубить:
«Удар рубящий, с какой бы силой он ни падал, не часто бывает смертельным, так как жизненно важные части тела защищены и оружием, и костями; наоборот, при колющем ударе достаточно вонзить меч на два дюйма, чтобы рана оказалась смертельной, но при этом необходимо, чтобы то, чем пронзают, вошло в жизненно важные органы. Затем, когда наносится рубящий удар, обнажаются правая рука и правый бок; колющий удар наносится при прикрытом теле и ранит врага раньше, чем тот успеет заметить. Вот почему в сражениях римляне пользовались преимущественно этим способом».
По словам Полибия, римский меч отлично колол, ещё лучше рубил, пронзал доспехи и наносил страшные раны. Римский историк Тит Ливий ярко описал впечатление, которое произвели на македонян оставляемые римским мечом ужасные раны:
«До сего времени приходилось им видеть лишь раны от дротиков или стрел, изредка — от пик; теперь, увидев тела, изуродованные испанскими мечами, руки, отсечённые одним ударом вместе с плечом, отрубленные головы, вывалившиеся наружу кишки и многое другое, столь же страшное и отвратительное, воины ужаснулись тому, с какими людьми и против какого оружия придётся им иметь дело».
Недавно найденные в Испании останки изуродованных римскими мечами воинов подтвердили точность этих наблюдений. В Серро-де-ла-Крус были найдены два скелета, лежавшие лицом вниз прямо на улице. Они датируются 150–125 годами до н.э. Правая лопатка одного из погибших, молодого мужчины 20 лет, была аккуратно рассечена пополам, возможно, в результате неудачной попытки обезглавливания. Его позвоночник был также повреждён ударом сзади. Тела, найденные в Валенсии (75 год до н. э.), несли на себе следы жестоких истязаний. У одного из них были отрублены все четыре конечности. У другого была отрублена голова, которую мучители положили между его ногами. Нет никаких сомнений в том, что это было сделано клинком гладиуса.
Литература:
- Коннолли, П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории / Перевод С. Лопухова, А. Хромова. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
- Bishop, M.C. The Gladius. The Roman Short Sword. — Bloomsbury Publishing, 2016.
- Bishop M.C., Coulston J.C.N. Roman Military Equipment from the Punic Wars to the Fall of Rome. — Oxford: Oxbow Books, 2006.
- D'Amato R., Sumner G. Arms and Armour of the Imperial Roman Soldier. From Marius to Commodus. — Barnsley: Frontline Books, 2009.
- Junkelmann, M. Die Legionen des Augustus: der römische Soldat im archäologischen Experiment / M. Junkelmann. — Mainz: von Zabern, 2003.
- Quesada Sanz, F. Gladius Hispaniensis: an archaeological view from Iberia // Journal of Roman Military Equipment Studies. — 1997. — Vol. 8. — P. 251–270.
- Ortisi, S. Gladii aus Pompeji, Herculaneum und Stabia // Germania. — 2006. — Bd. 84. — S. 369–385.
- Istenic, J. A late-republican gladius from the River Ljubljanica (Slovenia) // Journal of Roman Military Equipment Studies. — 2000. — Vol. 11. — Р. 1–9.
- Connolly, Р. The Roman Fighting Technique Deduced from Armour and Weaponry. Roman Frontier Studies 1989: Proceedings of the XVth International Congress of Roman Frontier Studies / eds. Valerie A. Maxfield and Michael J. Dobson. — Exeter, 1991. — P. 358–363.
Комментарии к данной статье отключены.