В конце года мы традиционно публикуем дайджесты лучших материалов наших рубрик, в которые попадают материалы, собравшие наибольшее количество просмотров, лайков и репостов. Ниже — лучшая десятка рубрики «Warspot о наградах» за 2021 год, по приведённым ссылкам можно перейти на странички с соответствующими материалами.
11 сердец «Счастливого ирландца»
Рано утром 24 ноября с Сайпана стартовали 111 бомбардировщиков B-29 73-го бомбардировочного авиакрыла, которым впервые после знаменитого рейда Дулиттла предстояло бомбить различные цели в районе Токио. Японским истребителям ПВО, оповещённым прибрежными радарными постами, удалось заранее набрать высоту и завязать бои, причём у лётчиков был прямой приказ таранить врага. В итоге американцы потеряли два «Суперфортресса», один из которых сел на воду (экипажу удалось спастись), а ещё 11 самолётов были повреждены. Единственный бомбардировщик, экипаж которого не вернулся в полном составе, по иронии судьбы носил имя «Счастливый ирландец». Первые погибшие над Токио авиаторы были удостоены специальной награды, и по сей день вручаемой в Вооружённых силах США за гибель или ранение в бою — медали «Пурпурное сердце».
Звёзды индейца из «Грязной дюжины»
В кадрах кинохроники, снятой в ходе высадки Союзников в Нормандии 6 июня 1944 года, часто мелькают парни с «ирокезами» на наголо выбритых головах и эмблемами знаменитой 101-й парашютно-десантной дивизии армии США на рукавах. Это солдаты знаменитой впоследствии «Грязной дюжины» — отделения подрывников штабной роты 506-го полка 101-й парашютно-десантной дивизии. В преддверии высадки на континент десантникам несколько «отпустили вожжи», и они постарались на славу, побрив головы и разукрасив лица перед прыжком. Заводилой был заместитель командира отделения сержант Джеймс «Джейк» Макнис, в жилах которого текла буйная кровь ирландца и индианки. Через считанные часы после съёмки Джейку и его друзьям пришлось воевать по-настоящему. В сентябре Макнис участвовал в операции «Маркет Гарден», в декабре ему пришлось прыгать в окружённую немцами Бастонь, а в марте 1945 года, в ходе операции «Университет» — на западный берег Рейна. Четыре боевых прыжка с парашютом сержанта Макниса были четырежды отмечены одной из самых популярных наград армии США — медалью «Бронзовая звезда».
Знак отличия для уходящих
Утром 31 августа 2021 года все мировые СМИ облетело эффектное фото, выложенное ночью в твиттер-аккаунте Министерства обороны США. На черно-зелёном снимке, сделанном инфракрасной ночной камерой, уставший пожилой мужчина с автоматической винтовкой в руке поднимается на борт военно-транспортного самолёта. Сопроводительный текст гласил, что командир 82-й воздушно-десантной дивизии генерал-майор Кристофер Донахью, стал последним американским военнослужащим на афганской земле. Что делать с Афганистаном дальше, американцы будут думать позднее — вероятно, политики и генералы с большими звёздами сумеют найти наиболее выгодное для США решение, однако простым американским солдатам вряд ли есть в чём себя упрекнуть. Те из них, кому довелось вернуться домой живыми, могут с гордостью носить медаль «За кампанию в Афганистане».
Красное кольцо позора
Считается, что на протяжении Второй мировой войны Гитлер любил повторять, что располагает консервативной и реакционной армией, приверженным традициям монархии флотом и национал-социалистическими военно-воздушными силами. Так ли это, вряд ли сейчас кто-то возьмётся утверждать наверняка, но были и случаи, которыми бывшие подчинённые Германа Геринга могли гордиться после войны. В 1940 году, в самый разгар Битвы за Британию, лётчики истребительной эскадры JG 53 неожиданно вместо своей эмблемы в виде пикового туза получили широкие красные полосы на носах своих «Мессершмиттов».
Медаль за готовность стрелять по своим
16 марта 1968 года на окраине общины Сонгми в Южном Вьетнаме высадилась рота из состава 11-й лёгкой пехотной бригады под командованием капитана Эрнеста Медины. Считалось, что здесь находится одна из баз Вьетконга, а потому в соответствии с тактикой «выжженной земли» надлежало спалить все постройки, отравить колодцы, уничтожить скот и посевы. Однако в итоге жертвами американцев стали не животные, а местные мирные жители. Возможно, о Сонгми никто ничего бы не узнал, если бы не экипаж разведывательного вертолёта OH-23 «Рэйвен» — угрозой открыть огонь по своим вертолётчики смогли остановить резню, а затем выдержать шквал обвинений в предательстве. Лишь в 1998 году, к 30-летней годовщине резни в Сонгми, они были награждены высшей военной наградой США «за личный осознанный героизм с риском для жизни, проявленный в обстановке, непосредственно не связанной с боевыми действиями» — Солдатской медалью.
Морские свинки с крыльями
Война, щедро приносящая людям ранения и увечья, часто особенно несправедлива к лётчикам и танкистам — за те секунды, что требуются на покидание пылающей машины, незащищённые комбинезоном и шлемом лицо и кисти рук часто обгорают. Молодой, физически здоровый мужчина остаётся жить с безобразными багровыми рубцами, часто без губ, носа и век, но с мыслями о самоубийстве. Обгоревшим лётчикам Королевских ВВС Великобритании очень повезло — в годы Второй мировой войны за них взялся талантливый хирург сэр Арчибальд Макиндо. Прошедшие через его руки авиаторы со временем объединились в интересную организацию — «Клуб морских свинок».
Обречённый «Юнкерс»
К январю 1945 года командование ПВО Ленинграда могло выдохнуть с облегчением. С севера исчезла угроза налётов с территории Финляндии, которая теперь сама воевала с Германией, с юго-запада вермахт откатился к границам Восточной Пруссии. Однако немцы продолжали контролировать отрезанный в советском тылу Курляндский полуостров, да и с основной территории рейха при желании вполне можно было дотянуться до Ленинграда и Кронштадта. Поэтому лётчики, зенитчики, прожектористы, операторы РЛС Ленинградской армии ПВО, формально с октября 1944 года исключённой из состава действующей армии, продолжали напряжённо следить за небом. Их усилия не пропали даром — последний «Юнкерс» был сбит на подступах к городу 8 марта 1945 года. Отличившиеся лётчики были награждены орденами Красного Знамени.
Орден для «Деспота Месопотамии»
В июне 1942 года в Великобритании вышел на экраны художественный фильм «Один из наших самолётов не вернулся». В нём рассказывалось о приключениях экипажа британского бомбардировщика «Веллингтон», подбитого зенитным огнём над Германией и потерпевшего крушение в Голландии. Весь дальнейший фильм — это повествование о том, как шестеро бравых британцев, сумевших спастись с парашютами, добирались домой. Со временем заурядный пропагандистский фильм был признан шедевром и вошёл в золотой фонд британского кинематографа, а в США дважды номинировался на «Оскар». Среди шести членов экипажа «Веллингтона» в фильме резко выделяется один человек — хвостовой стрелок, пожилой пайлот-офицер сэра Джордж Корбетт. У персонажа был реальный и ещё более необычный прототип, задолго до Второй мировой награждённый очень высоким орденом «За выдающиеся заслуги».
Один «Бостон» на троих
4 августа 1943 года бомбардировщики A-20 «Бостон» 221-й бомбардировочной авиационной дивизии наносили удары по отходящим из Орла на запад колоннам вермахта. В тот момент, когда к цели в районе городка Нарышкино подходила группа 2-й эскадрильи 57-го бомбардировочного авиаполка, зенитный снаряд взорвался в кабине бомбардировщика младшего лейтенанта Погудина. Пилот получил тяжёлое ранение, неуправляемый «Бостон» посыпался вниз, и Погудин, приказав экипажу прыгать, сам выбросился с парашютом. Однако дальше произошло невероятное — зная, что внизу отступающие немцы, штурман младший лейтенант Паршутин, стрелок-радист старший сержант Карась и стрелок сержант Ковалёв остались в обречённом бомбардировщике и решили довести его до дома. При этом самолёт по командам штурмана вёл стрелок-радист, который не видел землю. В итоге им удалось сохранить и свои жизни, и самолёт, что было отмечено награждением орденами Красного Знамени.
Знак редкого счастливчика
Воздушная война над песками Африки в годы Второй мировой имела малоприятную специфику — сбитый или потерявший ориентировку лётчик рисковал оказаться с минимальными запасами продуктов и воды в сотнях километрах от ближайшего человеческого жилья. В условиях экстремальной жары днём и холода ночью это могло означать мучительную смерть, и подобный исход не был таким уж редким — ливийские и египетские пески по сей день надёжно хранят тайну десятков тех, кому не повезло. Однако, как и везде, находились счастливчики, которые сумели вернуться на своих двоих, а то и встретив дружелюбно настроенных бедуинов или английский дальний патруль. Чтобы поощрить тягу к жизни у вернувшихся, а также укрепить дух тех, кто продолжал ежедневно летать, в июне 1941 года ответственный за пропаганду в Королевских ВВС на Ближнем Востоке винг-коммандер Джордж Хоутон придумал особый неформальный «Клуб опоздавших», члены которого получали весьма оригинальный нагрудный знак.
Комментарии к данной статье отключены.